Поклоняясь железным птицам
Карго-культ
Эти люди строят нелетающие самолёты и деревянные взлётные полосы. Они верят, что «Кока-колу» им посылают боги, и считают колдовством двигатели внутреннего сгорания. Карго-культ — это совокупность самых странных верований, какие только мог придумать человек. Тем более — человек XX века.
Люди и боги
Одно из назначений веры — объяснять окружающий мир, но в последние несколько веков эту функцию у неё отвоёвывает наука. Мы уже давно не приписываем богам рост поголовья скота или удачу в азартных играх — тут нам на помощь пришли биология и математическая статистика. Тем не менее всё зависит не только от развития общества, но и от эрудиции конкретного индивида. Каждый человек создаёт свою собственную локальную веру, призванную объяснить то, в чём он не разбирается. Так возникают всевозможные лженауки и лжеучения вроде дерматоглифики, телегонии или гомеопатии. Чем ниже эрудиция человека, тем больше лакун в разуме он заполняет выдуманными реалиями.
Когда аборигены Меланезии впервые увидели самолёт, они не могли объяснить его происхождение в известных им терминах и понятиях. Они не были знакомы с основами аэродинамики, заложенными ещё Джоном Кейли в начале XIX века. Поэтому самолёт стал для них проявлением божественного.
Так и появился карго-культ (от слова cargo — так называется груз, который перевозят корабли и самолёты) — система верований, делающая частью религиозной культуры предметы быта и обихода, созданные людьми, которые дальше продвинулись в техническом и культурном развитии. Помимо того, носители карго-культов перенимают поведение представителей других культур, переосмысливая их манеры и обычаи на свой лад и создавая на этой базе религиозные ритуалы. Так, европейская военная традиция проводить парады в преломлении меланезийских верований превращается в ежегодное шествие одетых в камуфляж проповедников, призывающих богов ниспослать им еды и вещей. Ведь солдаты получали помощь с неба — разве это не от богов?
Но исповедующие различные карго-культы аборигены поклоняются вовсе не самим самолётам и даже не белым людям, прилетающим на железных птицах. Меланезийцы понимают и всегда понимали, что белые люди — такие же смертные, как и они, просто заключили более удачный союз с богами. Боги могут быть самыми разными: и местными, традиционными, языческими, и условными «богами белых людей», более щедрыми и могущественными. Обычный абориген верит в то, что небесное божество ниспошлёт ему дождь, а исповедующий карго-культ — в то, что оно приведёт к нему самолёт с гуманитарной помощью. И, естественно, способность куска крылатого железа держаться в воздухе тоже объясняется невидимой поддержкой богов.
Самый ранний известный карго-культ — движение Тука, возникшее на Фиджи в 1885 году. Остров в те годы был британским колониальным владением, и местные жители хорошо познакомились с бытом и обычаями англичан — правда, в восприятии аборигенов они несколько исказились. Местный шаман Ндугомои, опасаясь активизации христианских миссионеров, проповедовавших на острове, взял имя Навосавакандуа («тот, кто говорит лишь однажды») и назначил себя властителем жизни и смерти. Он обещал вернуть из небытия великих фиджийских воинов прошлого, которые вывернут мир наизнанку, в результате чего белые захватчики станут прислуживать чёрным людям, а не наоборот. Колониальные власти обеспокоились расширением влияния Ндугомои, посадили его на полгода в тюрьму, а затем выслали с острова. Культ Тука после этого просуществовал ещё несколько месяцев.
Вы спросите: а где здесь, собственно, карго? Пока что нигде. Но движение Тука — первая меланезийская секта, которая была основана на традиционных верованиях, изменившихся под влиянием культуры белых людей. Европейцы в культе Тука выполняли роль антагонистов, но при этом Ндугомои проводил обряды, целиком списанные с христианских, какие он наблюдал в миссиях: он «святил» воду, молился, складывая руки, и продавал религиозные сувениры. По сути, это была языческая секта, внешне напоминавшая пародию на христианство. Её последователи не понимали, ради чего миссионеры совершают те или иные действия, и слепо повторяли их в надежде на те же блага, что и европейцам. Так же работает и карго-культ.
В начале XX века подобные движения начали появляться в различных частях Меланезии. Наиболее крупным довоенным культом было так называемое «безумие Вайлала», известное в 1919–1922 годах. Оно было неплохо исследовано этнографами и описано в ряде книг. Слово «вайлала» — это звукоподражание, имитация бессмысленного пения, напоминающего связный монолог. Во время религиозных обрядов члены культа практиковали глоссолалию — речь, состоящую из не имеющих смысла буквосочетаний, похожих на иностранный язык (собственно, они имитировали речь европейцев). Среди атрибутов культа Вайлала была вера в призрачный пароход, на котором мёртвые приплывут на остров и привезут различные блага и товары: еду, одежду, оружие. Культ мёртвых как раз типичен для австралийских территорий Папуа, где зародилось безумие Вайлала, а пароход появился уже под влиянием белых колонизаторов. Мертвецы на пароходе должны были быть белыми: англичане из антагонистов превратились в посланников богов.