Mute. Немой
Жанр: криминальная драма, нуарный киберпанк
Режиссёр: Дункан Джонс
В ролях: Александр Скарсгард, Пол Радд, Джастин Теру
Премьера: 23 февраля 2018, Netflix
Похоже на: «Призрак в доспехах» (2017) «Город грехов 2» (2014)
Берлин, недалёкое будущее. Немой бармен Лео работает в криминальном районе и встречается с официанткой Надирой. Однажды Надира исчезает. Лео предстоит искать её по злачным местам мрачного мегаполиса, полным мафии, проституток, трансвеститов и нелегальных хирургов.
«Немой» — долгожданный новый фильм режиссёра Дункана Джонса. Того, кто снял отличную «Луну 2112» и «Исходный код» — лучший фантастический фильм 2011 года. Но затем был провал «Варкрафта» (заслуженный или нет, можно спорить бесконечно, чем мы в редакции и занимаемся), и Джонс уполз зализывать раны на Netflix.
От «Немого» ждали возвращения к умной фантастике и независимого кино с сильным сюжетом. Дункан сулил «идейное продолжение» «Луны 2112». Всё это оказалось не так. «Немой» — совсем не тот фильм, который мы ждали. Этот обзор — список несбывшихся надежд и того, как фильм их обламывал.
Дункан Джонс снова снимает независимое кино! Наверняка это философская фантастика с оригинальной идеей!
Самое шокирующее, что вы сегодня узнаете: «Немой» не фантастика.
Да, дело происходит в будущем, в кадре мелькают летающие машины и футуристические гаджеты. Формально мы в мире киберпанка. Но это лишь фон — на сюжет он никак не влияет. Это особенно удивительно, если сравнить фильм с «Луной 2112» и «Исходным кодом». Там яркое фантастическое допущение лежало в основе истории и помогало раскрыть тему. Тут же антураж можно убрать — и получится эпизод из криминальной сводки ГУВД.
В этом есть маленький плюс: для киберпанка фильм необычен. Штампов вроде злых корпораций, невинных андроидов и нереальной реальности тут нет. Только криминальный мир футуристического Берлина, только бары, бордели, подпольные клиники. Но это не новый подход к жанру, а полное им пренебрежение: проработанным миром будущего тут и не пахнет. Дункан просто прилепил неон и небоскрёбы на задник и решил, что и так сойдёт.
Да и к дьяволу фантастику. Пусть будет просто лихая криминальная история, «Город грехов» или «Большой куш» в антураже киберпанка. Плохо, что ли?
О , если бы Джонс закрутил остросюжетный триллер в неонуарной обёртке, такой фильм был бы интересен и без фантастики. Но не вышло и этого. «Немому» не хватает драматизма и мрачной обречённости, чтобы стать «Городом грехов». Чтобы быть «Криминальным чтивом» или «Большим кушем», ему недостаёт чёрного юмора. А главное — тут нет увлекательного повествования, заставляющего прилипнуть к экрану в ожидании, что же дальше.