Машина времени
ЗА МЕСЯЦ ПРОЧИТАЛ: Александр Панчин, «Защита от тёмных искусств.
Путеводитель по миру паранормальных явлений». Российский биолог и популяризатор науки рассказывает о том, как формируется вера в действенность мистики и реальность потустороннего. Книгу можно рассматривать как практическое пособие для тех, кто хочет сохранить критичность мышления в мутных потоках антинаучной информации.
Наша планета на две трети покрыта водой, а климатологи опасаются, что в связи с глобальным потеплением площадь суши станет ещё меньше. Поэтому идея городов на воде становится актуальной. Вероятно, первым до этого додумался французский фантаст Жюль Верн, написавший в 1870 году роман «Плавающий город». Верн черпал вдохновение в своём путешествии на крупнейшем шестимачтовом пароходе того времени — британском трансатлантическом лайнере «Грейт Истерн», спущенным на воду в 1858 году и ставшим воплощением передовых технологий середины XIX века. Хотя роман в основном посвящён перипетиям путешествия писателя, в нём высказана мысль, что океанские суда когда-нибудь послужат основой для новой общины, члены которой не будут связаны традиционными отношениями.
В конце ХХ века люди стали создавать искусственные острова, что обусловлено морским правом, закрепляющим территориальные воды (12 морских миль) и прилежащую зону (24 морские мили) за государством, которому официально принадлежит такой остров. Понятно, что на плавающие объекты вне названных зон правила не распространяются, и благодаря этому они имеют определённое преимущество: теоретически экипаж находящегося в свободном плавании судна или искусственного сооружения может отказаться от любого гражданства и подчинения «сухопутным» законам. Может, путь к утопии лежит по воде?
Утопия на воде
Основоположниками концепции «водного мира» считаются французский дизайнер Жан-Филипп Зоппини и бельгийский архитектор Винсент Каллебо. Первый в конце 1990-х предложил проект огромного лайнера на десять тысяч пассажиров, который имел бы на борту всё необходимое для бесконечного кругосветного путешествия.
Второй сразу замахнулся на создание плавающего города Lilypad («Кувшинка»), который вместит пятьдесят тысяч жителей и будет обеспечивать себя с помощью возобновляемых энергоресурсов: течений, ветра и солнечного света. Лайнер Зоппини не нашёл инвесторов, а вот проект Каллебо продолжает развиваться: им, в частности, заинтересовались власти Бразилии, Японии и Объединённых Арабских Эмиратов.
По мнению Зоппини и Каллебо, их проекты должны решить две главные проблемы: перенаселение и экологическое загрязнение. Сооружения на воде должны заменить душные и тесные мегаполисы, а внедряемые при их строительстве технологии будут опираться на ресурсы океана. Например, Винсент Каллебо предлагает создать вокруг своей «Кувшинки» искусственные экосистемы, главную роль в которых будут играть особые генномодифицированные микроорганизмы: они станут опреснять воду, вырабатывать корм для домашних животных и служить удобрением для фермерских культур.