Рассказ

Мир ФантастикиКультура

Марево теней

Этот рассказ занял первое место на конкурсе «15-я фантЛабораторная работа», который проводил портал «Лаборатория фантастики». Заявленные темы конкурса — «Свет мой, зеркальце...» и «Жизнь в отражении». И эта жутковатая сказка про детство вполне соответствует обеим.

Владимир Венгловский

Этот мир земной —
Отражённое в зеркале
Марево теней.
Есть, но не скажешь, что есть.
Нет, но не скажешь, что нет.
Минамото Санэтомо, песня о «срединном пути» согласно Махаяне

Три дня назад мне исполнилось двенадцать, и я болел летней ангиной.

Незачем было пить холодную газировку, сказала сестра. Теперь на столе у моей кровати стояла чашка с остывшим малиновым чаем, а вокруг шеи удавом обвился шарф.

— Ты меня ненавидишь? — спрашивал я у него.

«Ненавижу», — кивал шарф.

— Хочешь задушить?

«Поживи ещё немного», — милостиво соглашался мой мучитель.

Я подозревал, что шарфы-удавы не сразу убивают свою жертву. Она должна испытать невыносимые страдания, чтобы стать вкуснее. После чего шарф её душит и проглатывает. Я же собирался подольше оставаться жилистым и невкусным, чтобы не превратиться в рисунок из «Маленького принца», где удав изображён в разрезе и похож на шляпу. Внутри него я буду смотреться не столь красиво, как проглоченный слон.

За окном бегало, кричало и играло в футбол жаркое лето, а я сидел в своей ставшей тюрьмой комнате, как граф Монте-Кристо в замке Иф. Здесь кроме меня были только кровать, письменный стол, игрушка, похожая на реальное чучело белки с глазами-бусинками, которая служила мишенью для дротиков из дартса, и большой бельевой шкаф во всю стену. Громоздкий и неудобный, с зеркалом на внутренней части двери и пропахшей пылью одеждой в тёмных глубинах, шкаф занимал столько пространства, что, казалось, в комнате главенствует он, а не я . И ещё в нём обитал жук-пилильщик, который тикал, как часы. От него никак нельзя было избавиться. Просто шкаф был большой, а пилильщик маленький.

Другого места у нас в квартире нет, поясняла мама, когда я пытался устраивать бунт на корабле и просил убрать эту громадину. Приходилось искать в шкафу свои преимущества. Если как следует в него углубиться мимо маминой шубы и пальто папы Саши, то можно было услышать шум океана, который когда-то давно покрывал нашу планету.

В далёком детстве, года два назад, я решил, что Великий Океан не исчез окончательно. Он остался там, под землёй, ниже подвалов и труб водопровода, а в его тёмных водах до сих пор плавают первобытные чудовища и жрут зубастых светящихся рыб. Океан остался шумом волн в морских раковинах, сыростью в темноте чуланов, остался в сером зазеркалье старого шкафа. Если долго всматриваться в покрытое пылью зеркало, особенно в вечернем сумраке, то можно увидеть, как Океан вздыхает приливами и отливами, в нём плавают медузы, а гигантские кракены поднимают из воды свои щупальца. И свет от люстры отражается в стекле, как далёкие огни города на побережье.

Сестра, глядя на мои рисунки в школьных тетрадях, говорила, что это бред. Во-первых, поясняла она, никакого океана под землёй нет. Там огромные температуры и давление. Во-вторых, таких чудовищ на свете не бывает.

Но по ночам они отбрасывали тени. Я видел это из окна. Сидел на подоконнике и наблюдал, как мимо проплывают огромные тени зубастых рыб. Рыбы лениво шевелили плавниками и сонно открывали рты, будто говорили: «Есть. Есть. Дайте нам еды». Иногда появлялась тень хищника, и тогда по каменной кладке скользили его чёрные щупальца. Рыбам приходилось пускаться наутёк, скрываясь в ночной мгле.

За окном бродила тьма, наполненная подводными тенями. Позади шептал сумрак комнаты, тикал пилильщик и слышался шум Океана за зеркалом. Единственным источником света служил электрический фонарик. С ним удобно было читать, накрывшись одеялом, — тогда никто не мог обнаружить, что я не сплю. И ещё фонариком можно было светить сквозь оконное стекло. Напротив стояла другая девятиэтажка, и вспышки света отражались в её окне на пятом этаже.

Я подавал знаки, как Бэрримор в «Собаке Баскервилей».

И мне отвечали.

Я запирался в своей комнате и не спал до полуночи. Настоящего замка в дверях, конечно, не было, но я с помощью проволоки привязывал дверную ручку к пластмассовой скобе в стене, удерживающей электрический провод, и даже такое нехитрое приспособление защищало от чудовищ-за-дверью. Они выползали по трубам из Океана, долго плескались в ванне вместе с моей сестрой, стонали и скрипели кроватью, словно соседи сверху, или шептались, как мама с отчимом, думая, что их никто не слышит.

Ночью, когда светила большая круглая луна, Океан поднимался всё выше, просачиваясь сквозь поры земли, и тогда вода в кране становилась солёной. Это было хорошо. Ведь в солёной воде легко прятать вкус слёз. Мужчины не плачут, как любил говорить папа Саша.

И ещё у меня была ночная собеседница из дома напротив, которая мигала мне фонариком. Мы пользовались обычной азбукой Морзе: точка-тире — «а», тире и три точки — «бэ»... Приходилось носить листок с кодами в кармане, чтобы его не нашли и не возникло лишних вопросов.

Я не знал, как звали ту девчонку с пятого напротив. Спрашивал, вымигивая вопросы фонариком, но она не признавалась. Поэтому каждый вечер я называл её по-разному. И если она не появлялась в окне, то приходилось скучать, пока не усну.

Ещё год назад рядом со мной на подоконнике сидели Пёс, Ворон и Крыса. Пластиковые фигурки, которые стали моими воображаемыми друзьями. Я рассказывал им об Океане, и они мне отвечали. Пёс был храбрым и отчаянно бросался в бой по любому поводу. Ворон — мудрым и скучным, как старый волшебник. Крыса... Крыса просто дополнял тройку, и от него нельзя было избавиться, как и от отчима.

Крыса появился тогда, когда я закончил читать детектив Агаты Кристи, в котором один нехороший персонаж отравил другого, подсыпав яд ему в чашку. «Что, если добавить яд в чашку отчима? — шептал Крыса мне на ухо, щекочась длинными усами. — Это же так легко. И мама станет только нашей. Давай сделаем это вместе. Давай, ну?»

Крыса всё шептал и шептал, пока Пёс не сказал, что перережет ему горло, если он сейчас же не закроет пасть. А Ворон потом признался, что план неудачный, потому что яда у нас всё равно нет.

Я не знаю, куда они подевались. Просто я вдруг понял, что остался один, без своих друзей. Я — и мигающая фонариком девчонка-без-имени.

Возможно, они ушли в зазеркалье по берегу Океана в город, светящийся далёкими огнями. Воображаемые друзья всегда уходят. Как и реальные.

***

Но сегодня вернулся Пёс. Он стоял внутри шкафа, привалившись к стеклу по ту сторону зеркала, и смотрел на меня. На его груди расплывалось тёмное пятно, и я не сразу понял, что это кровь.

Я бросился к зеркалу.

— Пёс, что с тобой?! Я сейчас тебя освобожу! У нас должен быть молоток!

Но Пёс покачал головой и начал медленно сползать, оставляя на зеркале багровые потёки. Он что-то пытался сказать, но из его рта вырывалось только тявканье.

— Что случилось?! — воскликнул я .

Пёс приложил к зеркалу окровавленную лапу и вывел на стекле:

«Её исапс».

«Спаси её», — прочитал я слова наоборот.

— Кого её?! Кого надо спасать?

— Унилегну. Кинтохо литихоп её.

— Охотник?! Что за охотник?!

Но с той стороны зеркала нахлынула серая волна, откатилась, и Пёс исчез, оставив после себя лишь кровавый отпечаток лапы. А вскоре пропал и он. На меня смотрело отражение бледного черноволосого мальчишки с нездоровым румянцем на щёках.

Унгелиной я вчера назвал свою собеседницу. Но откуда Пёс о ней знает? Нет, она не может быть воображаемой. Я говорил с ней азбукой Морзе почти каждый день. Она мой друг. Её не могли похитить. Люди просто так не исчезают.

Но надо было проверить. Прямо сейчас отважиться на то, что я не мог сделать уже давно, — пойти и убедиться, что Унгелина существует и с ней всё в порядке. Её квартиру легко найти. Дом напротив. Пятый этаж. Окна выходят к нам.

Главное было миновать сестру, которую оставили на хозяйстве. Второй курс института давал ей право считаться почти самостоятельной, и сегодня в отсутствие родителей она привела к нам своего бойфренда. Они сидели в комнате сестры за запертой дверью и , по-видимому, только целовались. Во всяком случае, тех звуков, которые обычно доносятся по ночам из квартиры сверху, я не слышал.

Сестрин друг (она называла его Сержем) мне не нравился. Худющий, с торчащими, будто вечно немытыми волосами, он носил с собой выкидной нож, который продемонстрировал мне, как только однажды мы остались вдвоём, а Светка ушла на кухню делать чай.

«Смотри, — сказал он, доставая нож. — С братом своей девушки можно договориться двумя способами — стать ему другом, но это не наш вариант, правда, задохлик? Или припугнуть, чтобы лишний раз не вякал».

На самом деле то, что он сестре не подходит, говорила мама, а не я , но когда перед твоим лицом острие ножа — это уже неважно.

«Наверное, — сказал я , — в детстве ты отрывал мухам крылья и смотрел, как они ползают, бескрылые и несчастные».

Меня выручила вернувшаяся Светка, так что я выжил.

А сейчас мне нужно было оружие.

— Я не вор, — тихо сказал я , залезая в карман чужой джинсовой куртки. Несмотря на жару, парень моей сестры всё время её носил. Наверное, из-за металлических значков, которыми куртка была увешана, как новогодняя ёлка игрушками.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Истории выживших Истории выживших

Истории выживших. Как издать настольную игру в России

Мир Фантастики
Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше

Недосып прибавляет к ощущаемому возрасту человека почти 4,5 года

ТехИнсайдер
Доктор Будущее Доктор Будущее

Самые необычные предсказания Филипа Дика

Мир Фантастики
Что это такое принцип Парето и как его применять Что это такое принцип Парето и как его применять

Оказывается, что 80% результата можно обеспечить 20% усилий

РБК
Если бы | Инопланетяне и их обычаи Если бы | Инопланетяне и их обычаи

Жители Галактики. Инопланетяне и их обычаи

Мир Фантастики
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Мощные вещи Мощные вещи

Какова движущая сила Четвертой промышленной революции?

РБК
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Лещина и фундук Лещина и фундук

Лещина, или орешник — род кустарников, подаривший нам фундук

Наука и жизнь
Прощай, global Russian: как российским бизнесменам преодолеть кризис идентичности Прощай, global Russian: как российским бизнесменам преодолеть кризис идентичности

Элите российского бизнеса вернуться домой с концами будет очень тяжело

Forbes
Отцы атомной бомбы: 5 ученых, стоящих за созданием самого разрушительного оружия Отцы атомной бомбы: 5 ученых, стоящих за созданием самого разрушительного оружия

Кто создавал ядерное оружие?

ТехИнсайдер
Темная сторона ИИ Темная сторона ИИ

Влияние нового вида интеллекта, которое трудно предсказать

Psychologies
Читаем этикетки Читаем этикетки

Опасные и безопасные пищевые добавки: список и советы нутрициолога

Лиза
Бионические протезы. Русский след Бионические протезы. Русский след

Важные этапы в области развития биопротезирования

Наука и Техника
(Уходит) (Уходит)

О языке, иронии, лиризме, новаторстве поэта и эссеиста Льва Рубинштейна

Полка
По разным канонам По разным канонам

Фантазия на тему усадьбы с винтажной мебелью и отделкой конца XIX в.

Идеи Вашего Дома
15 фильмов для тех, кому понравилась «Дюна» 15 фильмов для тех, кому понравилась «Дюна»

Что еще посмотреть, если двух кинолент «Дюна» Дени Вильнева вам не хватило

Maxim
Тропический калейдоскоп Тропический калейдоскоп

Куба — тропический рай с удивительными и необычными животными-экзотами

Наука и жизнь
Как языковые ИИ-модели добились такого невероятного прогресса всего за десятилетие Как языковые ИИ-модели добились такого невероятного прогресса всего за десятилетие

Что влияет на прогресс языковых ИИ-моделей?

ТехИнсайдер
Памяти Марчелло Гандини: вспоминаем автомобили, которыми мы восхищались в детстве Памяти Марчелло Гандини: вспоминаем автомобили, которыми мы восхищались в детстве

Марчелло Гандини создал машины, о постерах с которыми мы мечтали в детстве

Maxim
Попкорн — вред или польза для здоровья? Узнайте интересные факты о популярной закуске! Попкорн — вред или польза для здоровья? Узнайте интересные факты о популярной закуске!

Попкорн — относительно полезная закуска или вредный снэк?

ТехИнсайдер
Восемь продуктов, повышающих гемоглобин Восемь продуктов, повышающих гемоглобин

Какие продукты помогут повысить гемоглобин в крови и справиться с анемией

РБК
От «Мастера и Маргариты» до «Онегина»: удачные и провальные экранизации классики От «Мастера и Маргариты» до «Онегина»: удачные и провальные экранизации классики

Успешные и провальные случаи киноадаптаций больших книг

Правила жизни
Открыть в приложении