Контакт / Книжный ряд
«Мы почти всегда работаем на стыке жанров»
Беседа с Алексеем Пеховым, Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой
Сегодня Алексей Пехов — один из наиболее популярных российских фантастов. Его романы, написанные как сольно, так и в соавторстве с Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой, постоянно занимают верхние строчки в топах самых продаваемых и востребованных фантастических книг. 21 августа в издательстве «Альфа-Книга» выходит новый роман из цикла «Мастер снов», и по этому случаю мы решили поговорить с Алексеем и его соавторами.
«Античная культура стала фундаментом всей европейской цивилизации»
События цикла «Мастер снов» разворачиваются в весьма необычном мире, в котором античная культура служит основой всей цивилизации. Не могли бы вы рассказать, как родилась идея этого мира?
Первую главу цикла «Мастер снов» мы написали ещё в 1998 году практически в том виде, в котором она сейчас в книге. Но ещё много лет после написания этой главы мы по крупинкам «собирали» мир Полиса. Однако в нём постоянно чего-то не хватало. И вот однажды мы шли по Риму, увидели фрагмент разрушенной стены Колизея, которую обычно не показывают туристам, — и поняли, каким колоссальным это сооружение было прежде. И в этот момент в голове одного из членов нашей соавторской команды сложился образ мира, который не разрушали орды варваров, мира, где развитие цивилизации шло последовательно, не было смены религии/мифологии, не было тёмных веков, средневековья с их попыткой уничтожить предшествующую культуру и науку, а затем мучительного возрождения… Так возник Полис. А далее мы поехали в Японию, где, как мы прочитали, цивилизация развивалась последовательно — в том смысле, что японцы не меняли свою основную религию, синтоизм, уже больше 10 тысяч лет. Синто основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения для которых были многочисленные природные божества и духи умерших. Как, собственно, и в античной культуре. Да, со временем синтоизм дополнился буддизмом, и сегодня многие люди в Японии одновременно синтоисты и буддисты, но изначальная основа их мировоззрения остаётся прежней. И увидеть страну с подобным развитием было для нас очень важно, чтобы «проверить» свои представления о возможном развитии Полиса. С одной стороны, нам важно было рассмотреть и понять определённую психологию этих людей. С другой — возможность технологического развития. Современный технический уровень Японии произвёл на нас серьёзное впечатление. Степень отрыва от многих других стран действительно огромная. И мы поняли, что моделируем Полис правильно. Тем более что античная культура стала фундаментом всей европейской цивилизации (частью которой является и Россия). Инженерия, медицина, право изначально разрабатывались античными деятелями науки и искусства (самые известные имена — Пифагор, Гиппократ, Аристотель). Многие специалисты до сих пор опираются на основы, которые они заложили, и даже не верится, что с момента, когда эти люди умерли, прошло почти две с половиной тысячи лет. Ни для кого не секрет, что античность создала особый способ отношения человека к миру (внешнему, вплоть до вселенной, звёзд, космоса), обществу и самому себе. И этот способ предопределил судьбу нашей цивилизации, а также гуманистическую ориентацию нашей системы ценностей. И тут уже мы очень ясно себе представляли, как могла развиться культура, которая и так многое нам дала, и поэтому моделирование мира книги было не таким уж сложным — мы отчасти опираемся на совершенно реальные вещи. Связанные с нашей современностью и наукой.
Значительная часть событий в «Мастере снов» разворачивается в мире грёз. Влияли ли ваши собственные сны на то, каким вы его изобразили на страницах книг?
Скорее нет, чем да. Дело в том, что создание мира снов — это ещё одна часть нашей работы как писателей. Это скорее символический образ, который мы формировали на основе теории Юнга о коллективном бессознательном. Плюс добавили античную мифологию — очень небольшими вкраплениями, частично. Использовали образы Гипноса, Морфея, Фобетора, Фантаса, Асклепия — в том числе и в разных способностях, которыми наделили сновидящих.