Книжный ряд
За месяц посмотрел: Сериал «Из свидетеля в детективы» (Япония, 2018) Совершенно очаровательная детективная комедия про молодого парня, который постоянно находит трупы: они ему буквально под ноги падают! И полиция всё время делает бедолагу главным подозреваемым — приходится ему брать дело в свои руки и раз за разом находить преступников.
27 мая 2018 года не стало Гарднера Дозуа, самого выдающегося редактора-составителя антологий в современной англоязычной фантастике. Ну, может, одного из самых выдающихся — есть ведь ещё Эллен Датлоу.
Гарднер Раймонд Дозуа родился 23 июля 1947 года в городе Салем (штат Массачусетс). Да-да, в том самом Салеме, который вошёл в историю как рассадник «охоты на ведьм», случившейся в XVII веке. Впрочем, в годы юности Гарднера город был обычной провинциальной дырой — немуд-рено, что мальчик пристрастился к чтению фантастики. Становлению будущего писателя и редактора очень помогла и военная служба, когда Дозуа три года проработал в армейской газете.
Затем он отправился в Нью-Йорк и сумел устроиться сразу в несколько фантастических журналов — Galaxy, If, Worlds of Fantasy и Worlds of Tomorrow, где работал как редактор «самотёка», отбирая из присылаемых текстов годные для публикации.
Гарднер Дозуа стал одним из первых сотрудников нового журнала Asimov’s Science Fiction, основанного в конце 1976 года издательством Davis Publications для выпуска «достойной» научной фантастики. И в течение многих лет Asimov’s действительно считался одним из самых ярких НФ-журналов Америки — во многом благодаря Дозуа, который возглавлял его с 1986 по 2004 год.
Также в 1976 году Дозуа сменил знаменитого фантаста Лестера дель Рея на посту составителя серии антологий «Лучшие научно-фантастические рассказы года». И хотя через пять лет серию закрыли, идея выпускать сборники рассказов по итогам каждого года очень понравилась Дозуа. В 1984 году он смог воплотить её в жизнь, начав выпуск антологий «Лучшее за год» — эта серия стала его визитной карточкой.
Фантастика Гарднера Дозуа
Для обычных любителей фантастики работа редактора-составителя частенько остаётся «за кадром» — да и что там особо сложного, на первый взгляд? Взял кучу популярных рассказов, включил их в сборник, и вперёд — стриги купоны. Но будь всё так просто, подобным делом мог бы заниматься любой технический работник издательства. А у престижных жанровых премий не было бы отдельных номинаций за составление антологий.
На самом деле это совсем не легко: придумать тематику, критерии отбора произведений, неуклонно этих критериев придерживаться, суметь наладить контакт с авторами, которые отвечают таким критериям... И , самое главное, понять: найдёт ли сборник своего читателя? Обретёт ли успех — творческий и коммерческий? Далеко не каждому такая работа по плечу. Неспроста же составленные именно Дозуа антологии постоянно оказывались на гребне успеха. Так что всё-таки делает человека хорошим редактором-составителем? Наверное, лучше всего на этот вопрос ответит сам Гарднер Дозуа.