Как уходят герои
Смерти и отставки супергероев
2 марта в прокат выходит «Логан», третий сольный фильм о похождениях Росомахи и последняя часть франшизы с участием Хью Джекмана. Готовясь к просмотру, «Мир фантастики» вспоминает все случаи, когда супергерои из комиксов умирали, уходили на пенсию или ставили любую другую точку в своей супергеройской карьере.
Осторожно, спойлеры!
Смерть как элемент сюжета
Все люди смертны. Даже Дункан Маклауд может умереть, если кто-то отрубит ему голову. Но в популярной культуре смерть из неизбежности давно уже превратилась в один из основных сюжетных ходов.
Хотите встряхнуть поклонников и заставить их переживать за оставшихся персонажей? Актёр отказался продлевать контракт и ушёл из сериала? Рейтинги ниже плинтуса, тиражи лишь намекают на былое величие, а медиа обходят стороной? Убейте культового персонажа, вынесите его смерть в заголовок, заранее протрубите об этом событии в промо-материалах. Поставьте в конце жирную точку и убейте всех действующих лиц, как это сделали сценаристы комикса Doom Patrol, и вуаля! Вы в центре внимания, фанаты объявляют вам джихад, а про вашего героя пишут в New York Times.
В зависимости от жанра и истории проекта отношение к смерти героев будет совершенно разным. Глупо рассчитывать на долголетие персонажей, если вы смотрите подростковый слэшер, или гадать, доживёт ли персонаж до конца серии, если на нём красная форма, а вы включили серию «Звёздного пути». Смерть добавляет в повествование неопределённости и драматизма и заставляет переживать за персонажей. Если герой вышел невредимым из пятидесяти передряг, вряд ли он не справится с пятьдесят первой. Но если во время последних пяти схваток с зомби погибло пятеро, а на горизонте появляется очередной ходячий мертвец, то за уцелевших будешь переживать как за родных.
Пользуясь смертью как сюжетным приёмом, главное — не переборщить. Если убивать персонажей слишком часто, они рано или поздно (скорее рано) закончатся. Если при этом регулярно добавлять новых, зритель устанет от постоянной смены героев, а новички не успеют вызвать у него хоть какие-то чувства. А уж если отправившиеся на тот свет начнут массово воскресать...
Смерть и комиксы
Супергеройские комиксы — самый яркий пример того, что бывает, когда сценаристы слишком часто убивают и воскрешают персонажей. В 1960-е и 1970-е, когда этот приём использовался редко, каждая новая смерть была шоком для фанатов. Сейчас же, когда на том свете побывали все ключевые герои, всякая смерть воспринимается как нечто временное. Практически каждый персонаж Marvel или DC как минимум однажды умер или хотя бы считался мёртвым, а затем воскрес. Бэтмен, Супермен, Капитан Америка, Флэш, Тор, Человек-паук, доктор Стрэндж, Человек-муравей, Джонни Шторм, профессор Икс, Джин Грей — список можно продолжать бесконечно.
Более того, сейчас одни и те же герои одновременно существуют в нескольких воплощениях. Помимо комиксов, персонаж может появляться в играх, сериалах и кино, и не всегда эти появления взаимосвязаны. Так что, когда герой погибает на экране, на страницах комиксов он жив и здоров.
Супергеройские смерти — часть издательского бизнеса. Поток смертей и воскрешений никогда не остановится — издатели продолжат играть на фанатской любви. Но никто в здравом уме не откажется от героя раз и навсегда: зачем хоронить персонажей, которые приносят стабильный доход? Верно и обратное: зачем убивать героев, которые никому не интересны?
В итоге большинство супергеройских смертей теряют элемент внезапности. Издательства заранее анонсируют их и публикуют превью новых выпусков на несколько месяцев вперёд, дразня поклонников обещанием кончины одного из их любимцев. Смерть героя порой бывает вынесена в заголовок, как, например, в недавней мини-серии «Смерть Росомахи».
Разные степени смерти
Постоянные воскрешения стали данностью супергеройских вселенных. Комиксовая смерть превратилась в клише и перестала оказывать хоть какое-то воздействие на поклонников. Однако так было не всегда, и некоторые смерти в истории супергероев оказали огромное влияние на фанатов. Самопожертвование Джин Грей в финале «Саги о Тёмном фениксе», смерть Супергёрл и Флэша во время «Кризиса на Бесконечных землях» — все эти события сотрясали вселенные до основания.
В основных супергеройских вселенных редко кто умирает раз и навсегда. Разве что речь идёт о второстепенных персонажах. В биографии большинства супергероев Marvel и DC встречаются смерти близких людей, повлиявшие на судьбу главного героя. Гибель дяди Бен, родителей Брюса Уэйна, отца Мэтта Мёрдока — без этих событий попросту не было Человека-паука, Бэтмена и Сорвиголовы, а смерть Древнего обеспечивает Стивену Стрэнджу титул Верховного мага. Эти персонажи так и останутся на том свете, потому что без их смертей не будет всем полюбившихся героев.
Но иногда и протагонисты умирают насовсем. Обычно это происходит с незначительными героями, которые либо утратили популярность, либо так и не обзавелись большой фан-базой, как например, Голиаф, Эрик О’Грейди (третий Человек-муравей) или капитан Марвел. В других случаях речь идёт об историях, у которых есть чётко выраженный финал: в «Хранителях» Алана Мура Комедиант и Роршах погибают, потому что их история закончена, они сыграли свою роль, и Муру не нужно гадать, кем заменить Роршаха в следующем выпуске и что делать, если новый персонаж не приглянется читателям.