Истории выживших. Как издать настольную игру в России

Мир ФантастикиСобытия

Истории выживших

Как издать настольную игру в России

Текст: Дмитрий Тэлэри

Вы придумали настольную игру. Вы горите ею, живёте, дышите, она занимает ваши мысли днём и снится вам ночью. Игра — ваше дитя. Вам во что бы то ни стало нужно воплотить её в жизнь. Но вы должны понимать, что от уникального проекта «для друзей», существующего в единственном экземпляре, до изданного тиража, который нашёл своих игроков, вас отделяет очень много времени и ресурсов.

Готовы их потратить? Тогда приступим!

Об авторе

Дмитрий Тэлэри — разработчик, который в 2017 году провел крауд-кампанию для игры «Рейдеры Великих пустошей», а потом нашёл издателя. В прошлом — ведущий разделов о настольных играх в журналах «Мир фантастики» и «ЛКИ».

Два пути и пять главных вопросов

Главное: игра может быть сотни раз протестирована и, по мнению автора, прекрасна. Но её надо оценить с точки зрения бизнеса. Если сделать игру чисто для друзей, вы напечатаете 500 экземпляров и будете ночевать на коробках годами. У вас два варианта: искать издателя либо выпускать игру самим.

При поиске издателя надо понимать, кому именно и что предлагать, как участвовать в профильных фестивалях и конкурсах и добиваться внимания к себе. В этом варианте вы почти не рискуете, но и заработаете немного. И будьте готовы к компромиссам.

При самостоятельном издании игры надо действовать осторожно, иметь немалые средства и продуманный бизнес-план. Краудфандинг поможет получить часть денег, а софинансирование позволит меньше рисковать при самиздате. Нужна также команда опытных соратников — тогда у вас есть шанс заработать, а не прогореть.

У каждого из этих вариантов есть свои подводные камни, но прежде чем браться за дело, ответьте на пять ключевых вопросов:

1. Какие ценности, стилистику, вселенную я предлагаю людям в этой игре?
2. Каким людям я хочу это предложить?
3. Какие аналоги есть у моей игры, как они продаются и где?
4. Сколько должна стоить моя игра, чтобы быть конкурентоспособной?
5. Можно ли вообще продать такую игру в России?

Если вы считаете, что незачем об этом думать — мол, я несу игру издателю, там разберутся, — вы неправы. Вы перекладываете заботы на издателя, но они не отменяются. Поясним эти вопросы.

Не стоит вкладывать в картинки слишком много сил — скорее всего, они ещё поменяются. Но стоит продумать эргономику карт и других компонентов. В игре Николая Золотарёва и Яна Егорова «Агенты» издатель заменил иллюстрации, но оставил дизайн памяток и поля таким же, как в прототипе.

Встречают по сеттингу, провожают по механике. У вашей настолки может быть гениальный игровой процесс, но прежде чем её распробуют и посоветуют друзьям, её должны купить. А покупают игру за сеттинг. Речь не про игровой мир, не про киберпанк с орками-хакерами или мрачное городское фэнтези с призраками сыщиков. Берите шире: сеттинг — это настроение.

В коробке должна жить целая вселенная. Предложите игрокам яркий мир со своими правилами и ценностями. Ваша игра должна жечь напалмом — и картинкой, и историей, и общим настроением. Тогда у неё будет шанс.

Для кого эта игра? Ответ «для всех» — неверный. Надо понять, кому может быть интересна настолка и её сеттинг, чтобы оценить размер аудитории и её покупательскую способность. Например, можно посмотреть, сколько человек состоит в группах «ВКонтакте», посвящённых теме игры. Оценивая покупательную способность игроков, знайте, что хардкорные гики позволяют себе покупки не по карману, но у них предубеждение против российских проектов. Казуальные настольщики (которых мы называем маглами) более доброжелательны, но внимательнее следят за кошельком.

Самиздатчику приходится искать компромисс между эстетикой и экономической целесообразностью. Так, в игре «Взлёт разрешён» дорогие пластиковые модели самолётов нужно было заменить. Но вместо простеньких картонных кругляшей были созданы приятные на ощупь крашеные деревянные фигурки.
Хорошо, когда в игре есть атмосфера. Отлично, когда она поддерживается текстами и иллюстрациями. Александр Шаиров в «Звёздной механике» пошёл ещё дальше — орбиты в игре вращаются на самом деле!

Пробиться непросто. По словам розничных торговцев, рынку новые игры уже не нужны — предложение растёт быстрее, чем число настольщиков. В год выходит по 150–200 новинок, продавцы завалены коробками. Пять лет назад можно было войти на рынок с ходу, а сейчас мало сделать хорошую игру — надо отодвинуть конкурентов.

Поэтому перед тем, как показывать издателю прототип, подумайте: та ли это игра, которую можно и нужно издать? Не все игры стоит выпускать на рынок. Какие-то можно напечатать самому и играть с друзьями; какие-то слишком сырые; какие-то — очередные вариации «Монополии» или «Манчкина». Если вам отказывают издатели, то, скорее всего, игру надо основательно переработать. Либо взяться за новый проект — не все настолки надо издавать.

Не подумайте, что я вас отговариваю, — просто советую вооружиться знанием, прежде чем бросаться в бой. Итак, перед вами два пути.

Простой путь: ищем издателя

Если вы творец, окрылённый своей идеей, то издатель в первую очередь бизнесмен, осторожный и придирчивый. Настолки — это бизнес, в котором деньги оборачиваются долго. Издатель должен вложить условный миллион рублей (кое-где за такие деньги можно и квартиру купить), который будет возвращаться к нему более двух лет. А если он ошибётся и игра будет плохо продаваться, тираж застрянет на складах и станет отъедать средства вместо того, чтобы умножать их. Именно поэтому издатель — человек расчётливый.

Плюсы и минусы работы с издателем

+ Финансовых рисков нет. Единственный риск — потратить много времени.

+ Меньше шанс ошибиться. Издатель лучше вас знает, как воплотить игру в жизнь. И всеми вопросами займётся сам — от оформления и печати до поставок. Вам не надо бодаться с типографией, знать, что такое суммарная красочность, и считать, сколько карточек влезает на печатный лист. Не нужно думать о бухгалтерии, сертификатах, логистике, складах. Не придётся рассылать презентации, делать крошечные отгрузки каждую неделю, вести учёт коробок, которые вы одним дали по предоплате, а другим под реализацию, и они уже полгода задерживают выплаты.

+ Известность. Тиражи и маркетинг у крупных компаний помощнее, чем у вас при самиздате, так что ваши следующие игры будет проще представлять издательствам. Кроме того, игру могут издать за рубежом, как, например, сделали Hobby World с «Наместником» и «Находкой для шпиона».

«Наместник» Юрия Журавлёва вышел и на Западе
«Находка для шпиона» — настоящий хит, сыскавший успех и у зарубежной аудитории

– Высокий процент отказов. Письма с прототипами приходят в издательства ежедневно. Большинство отметают сразу, только 10–12 игр в год имеет смысл доводить до ума, и то не факт, что из этого что-то выйдет. Правда, был случай, когда игру «Котовасия», над которой безуспешно работали в одном издательстве, выпустило другое. Отечественные игры обычно приходят с фестивалей и конкурсов вроде «Граникона» и «Игрокона» или от проверенных авторов — как правило, знакомых по тем же фестивалям. На почту же обычно пишут случайные люди.

– Игру могут сильно изменить. Ваш прототип может преобразиться до неузнаваемости — во всём, от игровой механики до сеттинга и даже названия. Не принимайте это близко к сердцу. Например, игра Константина Домашева Jazz Band была посвящена джазовому оркестру, который пишет хит. Механика понравилась издателю, но сеттинг изменился. Теперь игра называется «Бронза» — в ней люди бронзового века возводят города. А игра «Огни цирка» Павла Атаманчука стала зваться «Зодчие» и тоже сменила тему — с цирка на градостроительство.

– Доходы будут небольшие. Вы можете полностью продать права на игру за оговорённую сумму. Такой вариант выбирают издатели, которые не хотят маяться с отчётами и выплатами, и авторы, не уверенные в успехе своего детища. А можете договориться о роялти — вариант для авторов, верящих, что игра обречена на успех. Роялти — это процент, который вы получите с оптовой цены игры (обычно это половина от рекомендованной розничной цены). Размер роялти может быть от 1 % до 15%, но обычно — 3–6%. Цифра зависит от того, насколько сильна ваша позиция. Если у вас голая механика и ни вы, ни ваш проект не известны, процент ниже. Если вы приносите игру полностью готовой к изданию, с иллюстрациями и макетами, ваше имя уже где-то засветилось, а у игры есть группа поклонников, можете просить больший процент.

Итоговая сумма зависит от оптовой цены, тиража и продаж. Рассчитывать, что игра станет основным источником дохода, не стоит. Много вы заработаете, только если создадите пару хитов или кучу середнячков. Роялти выплачивается по-разному — бывает раз в квартал, бывает раз в год.

Пример: если вы создали простую и быструю игру, отдали права за роялти 5%, игру издали тиражом 10 000 экземпляров, оптовая цена составила 400 рублей и за год продали половину тиража, вы заработаете 100 000 рублей. Если же вы создали хардкорную игру, отдали права за те же 5%, игру издали тиражом 2000 экземпляров (для хардкорной игры это неплохо!), оптовая цена составила 1200 рублей и за год тоже продали половину тиража, вы заработаете 60 000 рублей.

Если приглядеться, в ландшафтах «Бронзы» можно увидеть нотный стан Jazz Band

Как пробиться?

Для начала подготовьте прототип. Издателю лучше отправлять PnP (print and play) — готовую к печати на принтере цифровую версию игры, не требующую пересылки физической почтой.

Выбор издателя. Надо понимать, кому вы отправляете игру. Если издатель не выпускает таких настолок, как ваша, слать ему игру бессмысленно. В теории. На практике издателей настольных игр так мало, что написать можно всем, — но не ждите ответа от тех, кто явно не подходит по профилю. Помните, что помимо крупных издательств есть и небольшие — они более склонны к экспериментам.

Готовясь показать игру издателю, не забудьте сопроводительное письмо. Часто издатели, получив комплект игры с правилами, откладывают его в долгий ящик. Но если в письме их что-то зацепит, есть шанс, что они посмотрят игру сразу. Поэтому нужно краткое описание настолки и её сильных сторон. Только не пишите что-то вроде «всем моим друзьям игра нравится» — для издателя это маркер непрофессионализма. Лучше сравните свою настолку с другими успешными играми и объясните, чем она лучше. В этом вам помогут пять вопросов из первой главы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вперёд в прошлое | Допинг на Олимпиадах: история и легенды Вперёд в прошлое | Допинг на Олимпиадах: история и легенды

Тени большого спорта. Допинг на Олимпиадах: история и легенды

Мир Фантастики
Конец бумаги Конец бумаги

Вспоминаем уходящую эпоху

Игромания
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Must do на африканских островах Must do на африканских островах

Экстрим или релакс? Отдохнуть на Маврикии или устать на Мадагаскаре

Playboy
Глобальный Рейх Глобальный Рейх

Что, если бы страны «оси» победили во Второй мировой войне

Naked Science
Дакота Джонсон Дакота Джонсон

Дакота Джонсон рассказала о жизни в пространстве танцевального зала

Elle
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Между страхом успеха и неудачи: как отвечать на карьерные вызовы Между страхом успеха и неудачи: как отвечать на карьерные вызовы

Как отвечать на карьерные вызовы

Psychologies
Тесла – бой Тесла – бой

Илон Маск словно сошел со страниц научно-фантастических романов

Esquire
Никита Кукушкин: «Всегда можно найти в людях плохое, но лучше искать хорошее» Никита Кукушкин: «Всегда можно найти в людях плохое, но лучше искать хорошее»

Звезду «Гоголь-центра» Никиту Кукушкина номинировали на «Золотую маску»

Grazia
Дело «Сети»* как зеркало, но не революции Дело «Сети»* как зеркало, но не революции

Почему за нереальные преступления дают нереальные сроки

Русский репортер
Колония райского режима. Секрет «экономического чуда» Сингапура Колония райского режима. Секрет «экономического чуда» Сингапура

Познакомься с одним из самых странных геополитических образований на планете!

Maxim
Фискальная нагрузка возложена на правительство Фискальная нагрузка возложена на правительство

Четыре вопроса о налогах и сборах в регионах

РБК
Лев отбивается от стаи гиен и зовет на помощь: видео Лев отбивается от стаи гиен и зовет на помощь: видео

Каждая встреча с диким зверем в природном парке уникальна

National Geographic
Недвижимая стабильность Недвижимая стабильность

Аналитики Knight Frank представили очередной рейтинг владельцев офисов в Москве

РБК
Бизнес на дому: 101 проверенная идея для мужчины, как разбогатеть из дома Бизнес на дому: 101 проверенная идея для мужчины, как разбогатеть из дома

Самые неожиданные, но очень выгодные варианты заработать деньги, сидя дома

Playboy
Истории российских звезд, которые развелись с иностранцами Истории российских звезд, которые развелись с иностранцами

Мы вспомнили российских знаменитостей, за плечами которых — расставание с мужем

Cosmopolitan
Тест процессора AMD Ryzen Threadripper 2990WX: сказочно хорош Тест процессора AMD Ryzen Threadripper 2990WX: сказочно хорош

AMD Ryzen Threadripper 2990WX

CHIP
«Что обо мне подумают»: 7 шагов к избавлению от страха «Что обо мне подумают»: 7 шагов к избавлению от страха

Преодолейте страх благодаря системе семи шагов Роберта Лихи

Psychologies
Какой была Елизавета I: художник «оживил» портрет королевы Какой была Елизавета I: художник «оживил» портрет королевы

Можно ли допустить, что лицо королевы на картине было далеко от оригинала

National Geographic
Алкогений: Михаил Шолохов Алкогений: Михаил Шолохов

Благодаря Шолохову способность выпить много водки приравнялась к патриотизму

Maxim
Как узнать размер пальца для кольца: 5 способов на все случаи жизни Как узнать размер пальца для кольца: 5 способов на все случаи жизни

Как узнать размер пальца для кольца: 5 способов на все случаи жизни

Playboy
Как платформа для геймеров-тинейджеров зарабатывает сотни миллионов Как платформа для геймеров-тинейджеров зарабатывает сотни миллионов

Платформа для игр и социальных медиа Roblox оценивается уже в $2,5 млрд

Forbes
Росфинмониторинг возьмет почту и телефон Росфинмониторинг возьмет почту и телефон

Четыре вопроса об ужесточении контроля за денежными операциями

РБК
Забытые подвиги Первой мировой войны, в которые сложно поверить Забытые подвиги Первой мировой войны, в которые сложно поверить

Забытые подвиги Первой мировой войны

Maxim
Kia Cerato: надежен, доступен Kia Cerato: надежен, доступен

Запас прочности Kia Cerato: надежен, доступен

АвтоМир
Белые и пушистые Белые и пушистые

Неземные создания: кошки породы турецкий ван

Вокруг света
Как выбрать робот-пылесос: разбираемся в хитростях навигации Как выбрать робот-пылесос: разбираемся в хитростях навигации

Как выбрать робот-пылесос, чтобы он успешно ездил именно по вашей квартире

CHIP
Создатель нового «Ноева ковчега» хочет отправить его в Израиль Создатель нового «Ноева ковчега» хочет отправить его в Израиль

Йохан Хейберс хочет отправить копию «Ноева ковчега» в Израиль

National Geographic
Путь просветления. Чем опасны бизнес-тренинги Путь просветления. Чем опасны бизнес-тренинги

Путь просветления. Чем опасны бизнес-тренинги

Forbes
Открыть в приложении