Ходоверсум
Жестокая вселенная Алехандро Ходоровски
Алехандро Ходоровски большинство знает по проекту, который так и не воплотился в жизнь. В 1970-е этот чилийский режиссёр-авангардист пытался экранизировать «Дюну». В проекте участвовали художник Жан Жиро (Мёбиус), будущие создатели Чужого Дэн О’Бэннон и Ганс Гигер, группа Pink Floyd и даже Сальвадор Дали! В итоге «Дюна» Ходоровски не была снята, но на этом его карьера фантаста только началась. Как говорит сам режиссёр, «потерпеть поражение — значит всего лишь сменить путь». Самый грандиозный проект Ходоровски начался после «Дюны» и развивается до сих пор.
Уйдя на время из кино, где судьба проекта зависит от прихоти продюсеров, Ходоровски обратился к комиксам — точнее, европейским графическим романам. Алехандро предложил Мёбиусу, который рисовал для «Дюны» эскизы и раскадровки, взять наработки к фильму и создать на их основе свою, независимую историю. Так родилась огромная вселенная «Инкала», «Метабаронов» и «Техносвященников», которую для краткости азывают просто Ходоверсум. Сейчас по этому миру вышло уже почти 40 томов графических романов — с учётом европейского формата это около 2500 страниц!
На первый взгляд Ходоверсум сильно напоминает «Дюну». Действие всех графических романов происходит через 30 000 лет — в космической цивилизации далёкого будущего. Человечество давно покинуло Землю, которую теперь называют Терра-Прима, и заселило несметное множество галактик. При этом почти всеми обитаемыми планетами правит императорский дом — потомки династии Транс-Бурбонов. Они поколение за поколением ждут мессию — идеального андрогина, который станет совершенным воплощением мужского и женского начала и поведёт человечество в новую эру. В самой же империи власть делят аристократы, техносвященники, банкиры Экономата и Конфедерация колониальных планет. При императорском дворе служат эндогвардейцы и аналитики-ментреки, а где-то скрывается могущественный орден монашек-шлюх Шабда-Уд. В общем, полный набор для космооперы!
«Инкал»: Иван д’Урак в городских джунглях
Впрочем, с первой же истории становится ясно, что фантазия Ходоровски пошла в совсем другом направлении. «Инкал» (1981) бесконечно далёк от «Дюны». Скорее уж это безбашенная сатирическая антиутопия, которая по духу напоминает «Трансметрополитен», а то и книги Роберта Шекли с Дугласом Адамсом. С первых же кадров читателя бросают в гущу городской жизни посреди трущоб города-планеты Земля-21. Здесь царит декаданс. Планетой правит смахивающий на телезвезду «презик», который вместо выборов регулярно клонируется в новое тело. Обыватели-«телеголики» проводят большую часть жизни перед экраном головизора. А любимое развлечение зевак — наблюдать, как в «Переулке самоубийц» отчаявшиеся горожане прыгают с километровой высоты в кислотное озеро, расположенное на самом дне многоуровневого города-колодца.
Главный герой «Инкала» под стать окружению. Частный детектив Джон Дифул умом не блещет. Для счастья ему надо совсем немного: виски, наркотик СПВ и гомео-шлюхи, которых автоматика каждый раз собирает с нуля по заданным параметрам. Похоже, он и расследованиями-то занимается только потому, что статус «частного детектива класса R » даёт пару-другую привилегий. В общем, даже по имени несложно догадаться, что перед нами типичный сказочный Иван-дурак — мастер попадать во всевозможные передряги и чудом из них выпутываться. И вот незадача — именно к Джону случайно попадает загадочный артефакт «Инкал», за которым поначалу охотятся инопланетяне-берги, а вскоре едва ли не вся галактика.
Если мир «Инкала» и детали сюжета показались вам подозрительно знакомыми, вы не ошиблись. Создатель «Пятого элемента» Люк Бессон вдохновлялся именно французскими графическими романами. Более очевидным источником вдохновения для него служил цикл «Валериан и Лорелин», но работавший над дизайном фильма Мёбиус привнёс в мир «Пятого элемента» и нотки «Инкала» (за что Бессона чуть не засудило издательство, владевшее правами на комикс). Следы «Инкала» нетрудно заметить и в сериале «Лексс»: дурачок Стэнли Твидл, ставший обладателем особой силы, реинкарнирующийся владыка Вселенной, конвейер из трупов, религиозные фанатики… Графический роман повлиял на современных фантастов не меньше, чем эскизы «Дюны».
Сатирических антиутопий мы видели немало, но Ходоровски недаром называют гениальным безумцем: его фантазия напрочь лишена границ. Чего стоит только путешествие на нижние уровни Земли-21! На дне кислотного озера обнаруживается свалка, где живут не только мутанты, но и прекрасная девушка Анима, которая умеет подчинять окружающих своей воле и управляет полчищами гигантских психокрыс. Сами крысы опасны тем, что плодятся от чужого страха, — если же их не бояться, то полчища грызунов растворятся без следа. После свалки можно пройти сквозь зеркало и оказаться в кристаллическом лесу, который от прикосновения начинает звенеть и усыпляет неосторожного путника мелодией…
И это только одна планета. В мире Ходоровски спокойно уживаются одушевлённые космические корабли, деревья-вампиры, живые стейки, троглодиты-коммунисты, архангелы в облике светящихся скатов и зловещая вселенская Тьма в виде чёрного механического паука. Для Ходоровски «фантастика» — синоним слова «карт-бланш»: где ещё дать волю воображению, не оглядываясь ни на что, как не в заведомо нереалистичном жанре!