Интервью с писательницей Екатериной Соболь

Мир ФантастикиРепортаж

«Фэнтези способно объединять поколения»

Разговор с Екатериной Соболь

С писательницей беседуют Екатерина Пташкина и Сергей Серебрянский

Екатерина Соболь — одна из звёзд российского юношеского фэнтези. В 2015 году её роман одержал победу на конкурсе «Новая детская книга». Роман, изданный под названием «Дар огня», открыл серию «Дарители», у которой за прошедшие годы успела сложиться солидная фан-база. Этой осенью Екатерина заглянула в гости к нам на эфир, и мы поговорили о мечах из плинтуса и о жалости к героям, о важности фэнтези, секретах успешной истории и о том, на что может вдохновить капитальный ремонт. Сокращённую версию этой беседы мы публикуем здесь.

«Надо написать историю, которая вам самим снесла бы башню»

Как создавался цикл «Дарители»? Сколько лет вы шли к тому, чтобы напечататься?

Мне всегда очень нравилось писать всё что угодно: сочинения, статьи, рецензии. Я работала в издательском доме «Вокруг света», писала тексты для путеводителей и кулинарных книг. И мне хотелось попробовать себя в чём-то художественном. Поэтому я решила: напишу сказку для детей и отправлю её на конкурс «Новая детская книга»! Это было в 2013 году. Сказка попала в лонг-лист, но дальше не прошла.

В следующий раз появилась номинация на сценарий для мультфильма. Я взяла свою сказку, переделала её в сценарий и снова послала — и она вошла в шорт-лист. Меня по такому случаю позвали на вручение премии, и я поняла, какие интересные люди работают в этом издательстве. «Росмэн» в чём-то похож на «Мир фантастики»: это место, где люди реально увлечены тем, что делают. И вот я сижу на церемонии, а все вокруг говорят о номинации «Фэнтези». Я подумала: а не попробовать ли написать фэнтези? До этого такая мысль никогда не приходила мне в голову, но, в конце концов, я когда-то очень любила Толкина. Неожиданно эта идея меня очень увлекла — и я написала такую книжку, которую мне хотелось бы прочитать в четырнадцать.

До этого я писала только короткие вещи — и оббилась обо все углы, о какие можно оббиться в процессе написания длинного романа. Но меня всегда спасает одно: я не боюсь переделывать. Пролог я переписала, наверное, раз сто. Серьёзно, я писала его месяцев пять, каждый день начиная сначала. И вот книга прошла в шорт-лист. Меня опять приглашают на церемонию, и я , уверенная в том, что книга ничего не выиграет, прихожу в растянутых джинсах, в свитере и чувствую себя как Шелдон Купер, которому хочется взять какой-нибудь фикус, спрятаться и сделать вид, что его здесь нет. Мне вообще кажется, что я абсолютно целевая аудитория фэнтези-книг: мне всегда хотелось, чтобы мир был волшебным, а не таким, где хочется спрятаться за полку. И вдруг объявляют номинацию «Выбор подростков». И выходят на сцену настоящие, реальные дети и говорят, что выбрали мою рукопись. Я поднимаюсь к ним, и дети меня обнимают, говорят, нам так понравилось. И это был удивительный момент, когда я поняла, что фантазия и реальность иногда соприкасаются. Мой волшебный мир, в котором я сидела и фантазировала о всяком и представляла себя настоящим писателем, вдруг соприкоснулся с реальностью.

Я , обалдевшая, ухожу на своё место, потом выходит на сцену директор издательства и объявляет победителя жюри — опять мою книгу. И вот я стою на сцене с двумя огромными наградами. У каждого есть моменты в жизни, которые запоминаются. И это был он. С тех пор всё стало позитивно. Да, конечно, трудно писать по книге раз в полгода. Это работа, это труд, каждое утро приходится себя заставлять.

Это для вас основная работа?

Я сейчас ещё пробую себя в написании сценариев, а вообще я дипломированный преподаватель английского, французского и итальянского. Я работаю только с подростками, от 12 до 16 лет. На самом деле, я и сама себя не чувствую взрослой.

Можете с высоты своего опыта рассказать, как написать книгу, чтобы были шансы выиграть на конкурсе? Есть какие-то неочевидные лайфхаки?

Кто-то — кажется, Нил Гейман, — говорил, что нельзя узнать, как писать книги в целом, — можно только узнать, как писать ту книгу, которую ты пишешь сейчас. Начиная что-то новое, я неизменно оказываюсь в таком же тупике, в каком находится любой человек, пытающийся написать книгу — неважно, первую или сотую. Каждый раз всё как с чистого листа. Невозможно научиться писать книги, но если вы каждый раз будете в них максимально вкладываться, рано или поздно всё получится.

Прежде всего надо честно себе сказать, нравится ли вам самим история, которую вы пишете. И если вы искренне уверены, что как читатель реально отпали бы от этого, — тогда это хорошая история, и с вероятностью 90% она понравится остальным. Мне кажется, чтобы победить в конкурсе, надо просто честно написать историю, которая вам самим снесла бы башню.

Победа в конкурсе вам придала веры в себя?

На самом деле нет. Прошло два с половиной года — а мне до сих пор кажется, что это какая-то игра. Как будто я просто играю в то, что я настоящий писатель, но рано или поздно это закончится, и тут-то все поймут, что король-то голый. Каждый раз я думаю: вот сейчас всё должно получиться — а потом опять вижу, что всё надо переделывать. Так что единственный путь — бесконечно переделывать, пока вам самим не понравится.

«Хорошее фэнтези сочетает волшебство с совершенно реальными проблемами»

Вы сказали, что когда-то любили Толкина. А потом перестали?

Нет, что вы, я совсем не перестала. Просто я любила его до такой степени, что… Я бы стала настоящим толкинистом, из тех, которые собирались в Нескучном саду, но я была слишком застенчивой, поэтому просто взяла кусок плинтуса, покрасила его серебряной краской, сделала маленькую ручку и приклеила камешек, чтобы было красиво. А потом ходила по квартире с этим мечом и представляла, что я Арагорн.

Вы говорили, что сначала писали сказки, а потом решили написать фэнтези. В чём для вас грань между сказками и фэнтези?

Сказка нацелена на детей, и там должны быть темы, интересные детям, — дружба, поиски приключений. А в фэнтези уже можно задавать вопросы о смысле бытия и всякого такого. Фэнтези для меня — это взрослая литература, которая при этом позволяет взрослым, и читателям, и писателям, оставаться детьми.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины 25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины

Эта статья поможет тебе прожить чуть более счастливую и долгую жизнь

Maxim
Как найти телефон на Android через Google-аккаунт Как найти телефон на Android через Google-аккаунт

Как найти телефон через Google-аккаунт или с помощью чужого смартфона?

CHIP
Остров невезения Остров невезения

Российские экранизации отечественной фантастики

Мир Фантастики
Звонок из будущего. Зачем банкам свои операторы сотовой связи Звонок из будущего. Зачем банкам свои операторы сотовой связи

Создание операторов сотовой связи — часть процесса эволюции банковской системы

Forbes
«Мы не используем все ресурсы в международных переговорах» «Мы не используем все ресурсы в международных переговорах»

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин о бюджете и финансировании нацпроектов

РБК
Общение с деревьями: практика для 5 органов чувств Общение с деревьями: практика для 5 органов чувств

Лесная терапия — это способ снизить стресс и зарядиться энергией

Psychologies
Вредные осенние привычки: чем их заменить Вредные осенние привычки: чем их заменить

Как справиться с осенней хандрой без особых рисков

Psychologies
Чашечку чая? Чашечку чая?

Консультант по светскому общению знает, что такое хорошо и что такое плохо

Grazia
Ты следующий! Ты следующий!

BMW iNEXT: как будет выглядеть автомобиль будущего

АвтоМир
Азовская мышеловка Азовская мышеловка

Азовская мышеловка

Эксперт
Золотой пропуск в Европу Золотой пропуск в Европу

Европа остаётся фаворитом россиян, если речь идёт о покупке недвижимости

Robb Report
10 незыблемых правил мужского поведения в баре 10 незыблемых правил мужского поведения в баре

Следуй этим советам — и станешь королем барной стойки!

Maxim
«Мне не больно»: зачем мы терпим «Мне не больно»: зачем мы терпим

Эксперт: откуда берутся установки, заставляющие терпеть, скрывать эмоции

Psychologies
Как не слить данные своей карты злоумышленникам, покупая онлайн? Как не слить данные своей карты злоумышленникам, покупая онлайн?

Узнайте, как сохранить банковскую анонимность!

CHIP
Сытная история Сытная история

Местная кухня Мюнхена заслуживает не меньше внимания, чем музеи

Лиза
Эмоциональный шантаж: что это и как противостоять Эмоциональный шантаж: что это и как противостоять

На чем строится эмоциональный шантаж и как с ним бороться

Psychologies
Игра в квадраты: показываем новую настолку Игра в квадраты: показываем новую настолку

Предлагаем вашему вниманию вариант новой (читай – уникальной!) настольной игры

Популярная механика
Во имя рубля. Почему бюджетное правило надо менять Во имя рубля. Почему бюджетное правило надо менять

Российская валюта может продолжать слабеть

Forbes
Планета X: 7 интересных фактов Планета X: 7 интересных фактов

Это гипотетическое небесное тело, сопоставимое по массе с Землей

Популярная механика
Мы их вычислили: «секретные» бренды, которые предпочитают знаменитости Мы их вычислили: «секретные» бренды, которые предпочитают знаменитости

На самом деле звезды любят не самые популярные бренды: раскрываем секрет, какие

Cosmopolitan
Кокорин и Мамаев: лучшие шутки и картинки о невероятных приключениях футболистов! Кокорин и Мамаев: лучшие шутки и картинки о невероятных приключениях футболистов!

Кокорин и Мамаев: лучшие шутки и картинки о невероятных приключениях футболистов

Maxim
Безлимитный мобильный интернет вернулся: сравниваем тарифы Безлимитный мобильный интернет вернулся: сравниваем тарифы

Мобильный безлимит снова работает! Что он представляет из себя по факту

CHIP
Перспективная ниша: что выгодно экспортировать в Китай Перспективная ниша: что выгодно экспортировать в Китай

Китай превращается в перспективный рынок для экспорта российской продукции

Forbes
Три горбатых кита одновременно выпрыгивают из воды: видео Три горбатых кита одновременно выпрыгивают из воды: видео

Чтобы снять такие кадры, надо оказаться в нужное время в правильном месте

National Geographic
«Мы живем в эпоху исчезающих фактов» «Мы живем в эпоху исчезающих фактов»

Интервью с послом Польши в РФ Влодзимежем Марчиняком

Огонёк
Упавший с Луны: как Шазелл превзошел «Ла-Ла Ленд» Упавший с Луны: как Шазелл превзошел «Ла-Ла Ленд»

Рецензия на фильм «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла

Playboy
Синхронное падение. Акции ВТБ и «Магнита» достигли многолетних минимумов Синхронное падение. Акции ВТБ и «Магнита» достигли многолетних минимумов

Синхронное падение. Акции ВТБ и «Магнита» достигли многолетних минимумов

Forbes
Культура в деле. Зачем топ-менеджерам гуманитарные знания Культура в деле. Зачем топ-менеджерам гуманитарные знания

Новая задача бизнес-школ — превратить функцию обратно в человека

Forbes
«Аэрофлот» удваивает аппетиты «Аэрофлот» удваивает аппетиты

Крупнейшая российская авиакомпания представила стратегию до 2023 года

РБК
Секс после менопаузы: будет ли он? Секс после менопаузы: будет ли он?

Почему для отказа от секса после менопаузы нет никаких объективных причин

Psychologies
Открыть в приложении