Изобретения, опередившие время

Мир ФантастикиHi-Tech

Вперёд в прошлое / Машина времени

Это придумали до нас

Изобретения, опередившие время

Египет, Рим и Китай подарили человечеству пирамиды, Колизей и Великую китайскую стену. Придумали они и вещи менее грандиозные, но не менее практичные: едва ли сейчас обойдёшься без будильников, компьютеров и вертолётов. Рассказываем о полезных вещицах и необычных технологиях, которые появились намного раньше, чем кажется.

Текст: Дарья Буданова

Dickenson V . Alley | CC BY 4.0)

Транспорт

Мне бы в небо

Человечество тысячелетиями мечтало покорить небо. Первые испытания летательного аппарата прошли ещё в IV веке до н . э., как и подобает, в Поднебесной империи. Древнекитайский игрушечный вертолёт представлял собой бамбуковый стебель с привязанными к нему перьями-лопастями. Раскрутив «бамбуковую стрекозу» меж ладоней, её запускали вверх, к звёздам. Много столетий спустя детская забава вдохновила Джорджа Кейли, отца современной аэронавтики, на создание настоящего вертолёта.

Вскоре за легкомысленными развлечениями последовали более серьёзные открытия. В VI веке китайцы собрали первый дельтаплан, способный выдержать вес взрослого человека. Порцию острых ощущений получали, правда, только «счастливчики» вне закона: преступников привязывали к планеру и толкали со скалы в пропасть. От приземления беднягу отделяло около двух миль неуправляемого полёта.

В честь Вань Ху, первого космонавта Земли, назвали один из лунных кратеров

У китайцев есть легенда о том, как в конце XV  — начале XVI века человек по имени Вань Ху бросил вызов космосу. Замысловатая конструкция, которую он соорудил, должна была работать по принципу современной ракеты и подниматься в воздух за счёт пороховых снарядов, прикреплённых к гигантским воздушным змеям. Усевшись в машину, отважный изобретатель взял в руки по «крылу» и велел слугам поджечь ракеты. Но летательный аппарат состоял лишь из бамбука и бумаги, а потому тут же вспыхнул и через несколько секунд взорвался вместе со своим создателем. Впрочем, есть версия, что легенду о Вань Ху придумал журналист Джон Элфрет Уоткинс, описавший её в статье для журнала Scientific American в 1909 году. Хотя ракеты и порох действительно изобрели в Китае, но гораздо раньше  — во времена династии Хань (206 год до н . э .  — 220 год н . э.).

Большинство китайских летательных аппаратов — вариации воздушного змея. Haragayato / CC BY-SA

Yellow submarine

Идею подводной лодки можно встретить ещё в работах Леонардо да Винчи. Первые научные чертежи подлодки  — а точнее, аппарата, способного вертикально погружаться в воду,  — сделал в 1578 году Уильям Борн, математик и бывший артиллерист королевского военно-морского флота Великобритании. Почти 30 лет подлодка оставалась абстрактной идеей, пока в 1605 году Магнус Пегель, немецкий врач и математик, опираясь на научные изыскания Борна, не построил субмарину. Эксперимент провалился  — корабль затонул при первом погружении.

Но уже через 15 лет благодаря таланту нидерландского изобретателя Корнелиуса Дреббеля родился первый работающий прототип лодки, способной перемещаться под водой. Глубина погружения составляла четыре метра и регулировалась с помощью кожаных мехов, а для передвижения по дну использовался длинный шест, который в следующих моделях заменили вёслами. Изобретение имело большой успех, а в 1624 году его опробовал даже английский король Яков I .

Субмарина Дреббеля вмещала до 16 человек. Adrian Tritschler | CC BY-SA

Не роскошь, а средство передвижения

Прародителем автомобиля стало трёхколёсное детище французского изобретателя Николы Жозефа Кюньо. Паровой тягач, сооружённый им в 1769 году, предназначался для буксировки артиллерии. Машиной управляли двое людей, весила она более тонны и требовала остановки раз в 12 минут для поддержания давления в паровом котле  — его помещали под машину для «подзаправки». Вторая версия «тележки Кюньо» уже была оборудована собственным котлом, что позволило избежать вынужденных остановок. Тогда и случилась первая в истории автомобильная авария: во время очередного запуска систему управления заклинило, и автомобиль на оглушительной скорости  — около 4 км/ч  — врезался в стену.

С началом Великой французской революции правительству стало не до изобретений, и работа над машиной были прекращена. Потеряв источник финансирования, Кюньо бежал в Бельгию, где жил в бедности. В 1804 году Наполеон пригласил Кюньо в Париж, где учёный и умер.

Во времена Кюньо в мире было 600-700 миллионов человек, а сейчас — столько же автомобилей. Thesupermat | CC BY-SA

По тонкому льду

Даже сегодня жителям северных стран зимой приходится несладко. Чтобы ускорить, а заодно и обезопасить свои путешествия, обитатели Скандинавского полуострова ещё в 3000 году до н . э . придумали коньки: скользя на них по замёрзшим рекам и озёрам, жители самых холодных регионов сберегали до 10% энергии!

На коньках передвигались не только в Скандинавии, но и на территории современных Нидерландов, Великобритании, России и Китая. Вместо лезвий к ботинкам привязывали заострённые пластины из любого подручного материала  — костей животных, моржового клыка, дерева или даже бамбука.

На территории России коньки делали из костей передних ног лошадей. Joe Mabel | CC BY-SA

Медицина

Голливудская улыбка

Сегодня за белоснежную улыбку и свежее дыхание люди готовы отдать тысячи долларов. Мода на красивые здоровые зубы восходит к V веку до н . э., когда египтяне сделали первую в мире зубную пасту. Готовили её по следующему рецепту: брали одну драхму каменной соли, две драхмы мяты, одну драхму высушенного ириса, 20 зёрен перца (одна драхма  — это примерно 0,4 грамма.  — Прим. МирФ), всё измельчали и перемешивали.

А вот зубные щётки  — ветки с «растрёпанными» концами  — изобрели позже: первые экземпляры, найденные в египетских гробницах, датируются только III веком до н . э . Более привычная нам щётка с щетиной свиньи появилась в XV веке в Китае.

Зубная щётка Наполеона Бонапарта. Science Museum London / Science and Society Picture Library | CC BY SA 2.0

Хотя египтяне не злоупотребляли шоколадом и пирожными, в то время зубы быстро изнашивались  — виной тому был способ измельчения зерна. Часть мелких камешков, с помощью которых перемалывали злаковые, попадала в муку и разрушала зубную эмаль, оголяя пульпу, где развивалась инфекция. Чтобы хоть как-то побороть дурной запах, в Египте в IV веке придумали жевательные пастилки на основе ладана, мирры, корицы и мёда.

Вершиной древней стоматологии стала бормашина. Возраст первых «пациентов», обитавших на территории современной Индии, составляет около 9000 лет: на зубах этих страдальцев были обнаружены полости глубиной до 3,5 миллиметра  — очевидные следы хирургического вмешательства. Однако мучения пациентов были не напрасны: реконструкция метода показала его надёжность и эффективность.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Моя любовь на пятом этаже Моя любовь на пятом этаже

Круглый стол, участники которого обсудили некоторые конспирологические теории

СНОБ
Ремейк бетонных джунглей Ремейк бетонных джунглей

Для чего в Бирмингеме снесли библиотеку, торговый центр и часть кольцевой дороги

Forbes
Близкие контакты третьей степени Близкие контакты третьей степени

Когда человечество приступит к колонизации других миров, перед нами встанет вопрос, которого исследователи космоса постоянно избегают. А как там, наверху, с сексом? Получится ли в невесомости или на других планетах зачать, выносить и родить здорового ребёнка? Смогут ли люди не только жить, но и размножаться за пределами родной Земли?

Мир Фантастики
Удовольствие vs страдания: современные технологии работы с телом Удовольствие vs страдания: современные технологии работы с телом

Мы привыкли считать, что чем труднее нам дается движение к результату, тем выше должно быть вознаграждение. Ту же формулу применяют и к здоровью: чем утомительнее упражнение и чем болезненнее процедура, тем быстрее наступит оздоровление. Откуда взялась эта идея и правдива ли она? Размышляет специалист по китайской медицине Анна Владимирова.

Psychologies
Кра­со­та решения Кра­со­та решения

Вадим Мошкович — про миллионы, которые он тратит на школу для одаренных детей

Tatler
Способны на многое Способны на многое

Как помочь ребенку раскрыть потенциал?

Psychologies
Как научиться говорить нет Как научиться говорить нет

В жизни каждого человека есть ситуации, в которых сложно сказать «нет»

Домашний Очаг
Дженнифер Лоуренс: “Это было страшное унижение, я рыдала” Дженнифер Лоуренс: “Это было страшное унижение, я рыдала”

Дженнифер Лоуренс – обычная девушка поколения Z

Psychologies
Франкфурт-2017 Франкфурт-2017

Основная масса новинок Франкфуртского автосалона – электромобили и кроссоверы

АвтоМир
Резня в день пророка Ильи: «Игра престолов» в Древней Руси Резня в день пророка Ильи: «Игра престолов» в Древней Руси

Резня, случившаяся в 1217 году в Рязанском княжестве

Maxim
Брайан Ферри: Говорить о политике — как стрелять себе по ногам Брайан Ферри: Говорить о политике — как стрелять себе по ногам

Брайан Ферри о тихой деревенской жизни, Брекзите и поездках в Россию

СНОБ
Обучение по-китайски Обучение по-китайски

Где лучше обучаться восточным практикам – на Западе или на их родине, в Китае? Специалист по китайской медицине Анна Владимирова много путешествовала по странам Юго-Восточной Азии, изучая практики цигуна. Она делится впечатлениями, как происходит обучение у восточных мастеров.

Psychologies
Раздел собственности Раздел собственности

Как устроен каршеринг в России

Quattroruote
На ошибках учатся: Илон Маск показал неудачи SpaceX На ошибках учатся: Илон Маск показал неудачи SpaceX

Илон Маск показал, «как не надо сажать орбитальный ракетный ускоритель»

National Geographic
Intel Inside Intel Inside

Крупнейший производитель процессоров готовит атаку на автономное вождение

Quattroruote
Правила жизни Сергея Бодрова младшего Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Esquire
Сергей Македонский Сергей Македонский

Как букмекер из Ростова стал самым богатым человеком балканской страны

РБК
Вечный студент Вечный студент

Голливудская звезда Антонио Бандерас – о карьере, увлечениях, юности и женщинах

GALA Биография
Научи его делать тебе хорошо Научи его делать тебе хорошо

Как превратить неплохой секс в феерический?

Cosmopolitan
Атака зомби Атака зомби

Язык, как заметил один профессор, — дом бытия

СНОБ
Образ нерукотворный Образ нерукотворный

Как маленькая технологическая компания успешно конкурирует с гигантами отрасли

Forbes
История «Т» История «Т»

У Эльвиры Т вышло уже 17 синглов. И будут еще

Maxim
Я привыкла сама содержать свою семью Я привыкла сама содержать свою семью

Интервью с Ольгой Тумайкиной

Добрые советы
Kia cee'd – Ford Focus Kia cee'd – Ford Focus

Эти двое давно уже не возглавляют рейтинги продаж

АвтоМир
Ксения Безуглова: «Я стала очень независимым человеком на коляске» Ксения Безуглова: «Я стала очень независимым человеком на коляске»

Девять лет назад в результате аварии Ксения Безуглова лишилась возможности ходить. Как ни парадоксально, благодаря травме перед ней открылась новая яркая жизнь. Сейчас Ксении 34 года, она воспитывает троих детей и руководит благотворительным фондом «Все возможно».

Psychologies
Что же будет с Родиной и с нами Что же будет с Родиной и с нами

Пять главных вопросов нового политического сезона

Русский репортер
Время Ч Время Ч

Интервью Вадима Верника с Чулпан Хаматовой

GALA Биография
Жизнь как чудо Жизнь как чудо

Маленькие чудеса и большое сердце Елены Перминовой

Glamour
Будет как маяк Будет как маяк

Юрий Колокольников сыграл самую сложную роль в карьере — Владимира Маяковского

Vogue
7 мифов про электромобили 7 мифов про электромобили

Мы проверили семь самых популярных мифов про электрокары

CHIP
Открыть в приложении