Киношедевры
Если его можно ранить, значит, можно и любить
Как создавался «Хищник»
12 июня 1987 года на экраны вышел «Хищник». Творение Джона Мактирнана не претендовало на «Оскары» и не пыталось поразить драматическими перипетиями или глубокой проработкой персонажей. Но оно осталось в памяти киноманов как эталон чистого боевика, где нет ни капли лишнего, как фильм, который можно показывать потомкам и гордо говорить: «Умели же раньше снимать!» В этом месяце картина празднует 30-летие. Самое время вспомнить, как создавалось кино про инопланетного любителя сафари, имевшего неосторожность охотиться не на того человека.
Рождение Охотника
Как и положено культовому фильму, «Хищник» начался с одной простой идеи. Настолько простой, что, услышав её, остальные сценаристы могли лишь схватиться за голову и задаться вопросом, почему сами до неё не додумались. Идея возникла у братьев Джима и Джона Томаса — начинающих авторов, мечтавших покорить Голливуд. В своём дебютном сценарии братья собирались рассказать об инопланетном сообществе охотников, которые устраивают сафари в разных мирах. Но быстро поняли, что это не сработает: с чего бы зрителям сопереживать таким героям? Тогда братья упростили сюжет: в поисках острых ощущений инопланетянин прилетает на Землю, чтобы поохотиться за самым опасным видом на нашей планете — человеком. Из этой идеи вырос сценарий под названием «Охотник» (Hunter).
Работа братьев Томасов имела много общего с итоговым фильмом, но детали заметно отличались. Начнём, пожалуй, с самого Охотника. Согласно первоначальному сценарию, по комплекции и физической силе он был ближе к человеку, чем в фильме. Вместо технологии невидимости пришелец использовал камуфляж, который работал по принципу хамелеона и позволял ему сливаться с окружающими предметами. В густых джунглях Охотник чувствовал себя как рыба в воде, но был уязвим на открытом пространстве. Диалог в фильме, где Анна сравнивает призрачную фигуру с хамелеоном, — остаток этой идеи.
В качестве оружия Охотник использовал метательные снаряды — нечто среднее между дротиком и бумерангом. В его жилах текла оранжевая кровь. Когда Охотник лишался маски, выяснялось, что у пришельца бледно-розовые глаза, лицо, напоминающее человеческое, и прозрачная кожа, сквозь которую видно кровеносную систему.
Главного героя в начальном сценарии звали лейтенант Алан Мэзени. Его отряд насчитывал девять человек, двое из которых погибали при штурме повстанческого лагеря. В фильме число героев уменьшили до семи — авторы решили, что нецелесообразно держать двух статистов без единой реплики. К тому же меньшая численность и отсутствие потерь подчёркивали крутизну отряда, и тем сильнее шокировала его беспомощность при встрече с Охотником.
Основные отличия между сценарием и фильмом начинались во второй половине. После гибели большинства своих людей Мэзени решал дать Охотнику бой. Он, Анна и раненный Рамирес (Пончо) располагались на прогалине, оставшейся после удара молнии, надеясь выманить Охотника на открытое пространство. Индеец Мигель (в фильме его зовут Билли) отправлялся к вертолёту за подмогой. После почти суток ожидания Охотник наконец приходил за героями. Он убивал Рамиреса и Анну (в сценарии она успевала поднять оружие), Мэзени удавалось спастись. Придумав, как с помощью грязи сделать себя невидимым, лейтенант выслеживал пришельца и устраивал ему засаду. Герою удавалось ранить Охотника отравленной стрелой. Мэзени следовал за пришельцем по кровавому следу до его логова, где хранились собранные им трофеи — кожа, снятая с убитых коммандос и Анны.
В схватке герой смог обезоружить пришельца. Поняв, что проиграл, Охотник уходил на свой корабль, собираясь бежать с нашей планеты. Но Мэзени использовал оружие пришельца против него самого и взрывал звездолёт. В финале героя подбирал вертолёт с Мигелем — последним уцелевшим бойцом отряда.
Сбор бойцов
Написав сценарий, братья Томас столкнулись с серьёзной проблемой: они не могли никому его показать. По голливудским меркам они были никем — два неизвестных автора без связей и даже без своего агента. Ни один продюсер не стал бы тратить на них ни минуты, не говоря уж о том, чтобы читать сценарий.
Братья нашли оригинальный выход: пробрались в офис студии 20th Century Fox и буквально подсунули свою рукопись под дверь одному из руководителей студии. Томасам повезло: их работу прочитали и показали продюсеру Марку Дэвису. Тот оценил потенциал сценария и вовлёк в дело Лоуренса Гордона и Джоэла Сильвера. А Сильвер, только что спродюсировавший «Коммандос» с Арнольдом Шварценеггером, переслал сценарий Железному Арни, и тот согласился сыграть главную роль.
Что касается режиссёра, Сильвер выдвинул кандидатуру мало кому известного Джона Мактирнана. В своё время ему предлагали снять «Коммандос», но он отказался в пользу фильма «Бродяги», который стал его дебютом в кино. Картина провалилась в прокате, однако Сильвер считал, что Мактирнан оправдает возложенные ожидания. Правда, на всякий случай продюсеры подстраховались, решив, что в актёрскую группу фильма стоит включить своего человека.