Дым и зеркала

Как создавался «Бегущий по лезвию»

Мир ФантастикиСобытия

Видеодром | Киношедевры

Дым и зеркала

Как создавался «Бегущий по лезвию»

35 лет назад Ридли Скотт показал нам электрические джунгли Лос-Анджелеса 2019 года. Созданный им образ оказался настолько мощным, что многие не поняли, что увидели. А это, вероятно, худшее, что может случиться с фильмом. После выхода критики растоптали кино, а публика его проигнорировала.

Но это был не конец, а лишь начало. Подобно фениксу, «Бегущий по лезвию» восстал из пепла и со временем занял первые строчки в списках лучших фантастических фильмов. Сейчас лента обзавелась продолжением, которое, по мнению некоторых критиков, даже превзошло оригинал. В честь этого давайте вспомним, как создавали «Бегущего по лезвию».

Текст: Кирилл Размыслович

Опасные дни Хэмптона Фанчера

Филип К. Дик любил поднимать в своих книгах тему альтернативных реальностей. Не исключено, что в другом мире мы бы увидели иную версию «Бегущего»  — от Мартина Скорсезе. Всего через год после выхода романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» он встретился с Диком, чтобы обсудить экранизацию, но так и не взялся за проект. Позже, в начале 1970-х , права пытался купить продюсер Херб Джаффе, а его сын Роберт написал сценарий, который Дик разгромил. По воспоминаниям Роберта, при встрече писатель первым делом спросил у него: «Мне побить тебя в аэропорту или в квартире?»

Так что подлинная история «Бегущего» началась с актёра Хэмптона Фанчера. За 20 лет он сыграл в десятках сериалов, но так и не стал известным. Фанчер решил сменить амплуа  — написать сценарий и спродюсировать фильм. Один друг подал ему идею экранизировать роман Дика. Книга не слишком понравилась Фанчеру, но он решил, что фильм о детективе, который охотится на беглых андроидов, может быть коммерчески успешен.

В то время за смешные деньги можно было купить интеллектуальную собственность, которая сейчас стоит целое состояние. Заняв у друга пять тысяч долларов, Фанчер приобрёл права на экранизацию и засел за сценарий. Первая версия называлась так же, как книга. Работа была камерной  — почти все действие разворачивалось в помещениях. Автор сделал акцент на теме экологии, но почти проигнорировал ключевой вопрос романа: что делает человека человеком? Сценарий Фанчер передал продюсеру Майклу Дили, но тот не впечатлился ни рукописью, ни романом, сочтя, что у них нет финансового потенциала. К счастью, Фанчер проявил настойчивость и переработал сценарий. Новая версия продюсеру понравилась, и он пустил проект в производство.

Филип Дик не дожил до премьеры, но успел увидеть отрывок, который его очень впечатлил. Писатель сразу узнал придуманный им мир. Он похвалил и финальную версию сценария

Между делом Фанчеру на глаза попался артбук Mechanismo, эстетика которого походила на то, что он хотел увидеть на экране. Фанчер показал Дили книгу и предложил взять её название для фильма, но Дили выбрал рабочий вариант «Опасные дни». Фанчеру он не нравился, и в итоге они сошлись на варианте «Бегущий по лезвию». У этого названия сложная история: оно взято из романа Алана Ноурса The Bladerunner (1974). Там так называли продавцов контрабандных медицинских товаров (грубо говоря, «толкач лезвий»). В 1979 году Уильям Берроуз переработал роман в черновик сценария для фильма, который так и не сняли, что позволило Дили купить права на бренд.

Хэмптон Фанчер, сценарист «Бегущего». Он же стал соавтором сценария и к сиквелу, Фото: Gage Skidmore | CC BY-SA 3.0

Приход Ридли Скотта

Дили решил, что идеальным режиссёром станет Ридли Скотт, только что прогремевший на весь мир благодаря «Чужому». Британец прочитал сценарий Фанчера… и отказался. В то время Скотт готовился к съёмкам «Дюны» и не хотел снимать две фантастики подряд, опасаясь ярлыка жанрового режиссёра. Однако пре-продакшн «Дюны» шёл медленно, а сценарий постоянно менялся. А в это время Ридли пережил семейную драму: его старший брат Фрэнк умер от рака. Чтобы справиться с депрессией, режиссёр решил занять себя работой. Буксующая «Дюна» для этого не подходила, так что Скотт связался с Дили и сообщил, что передумал.

Изначально сценарий кончался самоубийством Рейчел

Скотт сразу начал менять сценарий. Он хотел расширить мир «Бегущего» и вывести героев наружу, на улицы футуристического города. Постепенно сюжет становился похож на тот, который нам знаком, но оставались и различия. Так, в финале Декард просто расстреливал Роя Батти, а затем увозил Рейчел за город и убивал, пока до неё не добрались другие охотники. Фанчер спорил с идеями Скотта, обстановка накалялась, и продюсеры наняли другого сценариста, Дэвида Пиплза, чтобы он исправил сценарий по требованиям режиссёра.

Правки имели и другое последствие: бюджет проекта рос как на дрожжах. Изначально он составлял 13 миллионов, но быстро вышел из-под контроля. Требовалось дополнительное финансирование, которое Дили отыскал на студии Warner Bros. Это «спасение» ему ещё аукнется.

В сборник Mechanismo, отчасти вдохновивший «Бегущего», вошли футуристические работы многих художников, включая Гигера, а основной текст написал Гарри Гаррисон

Подбор актёров

Продюсеры и Скотт рассмотрели много кандидатур на роль Рика Декарда, от Роберта Мичума до Джека Николсона, и остановились на Дастине Хоффмане. Тот несколько месяцев встречался с создателями, обсуждая сюжет и героя. Но представления Хоффмана о Декарде начали расходиться с мнением создателей, и он покинул проект. Его место занял Харрисон Форд, которому в этом помог Стивен Спилберг. Режиссёр только что завершил съёмки «В поисках утраченного ковчега» и искал любую возможность продвинуть его главную звезду. А Харрисон хотел попробовать себя в более серьёзной роли.

Художник Ментор Хюбнер использовал образ Дастина Хоффмана в раскадровках

Найти беглого андроида Роя Батти оказалось легче: ассистентка Кэтрин Хабер посоветовала Скотту взглянуть на Рутгера Хауэра в фильмах Верховена «Солдаты королевы» и «Турецкие наслаждения». Ридли согласился, что Хауэр станет идеальным воплощением «сверхчеловека», и отдал ему роль, даже не встречаясь с актёром. Рутгер привнёс в образ много своего. Например, на совместной вычитке сценария он добавил в финальный монолог слова про «слёзы под дождём». После чего с озорством посмотрел на сценариста, словно желая проверить реакцию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вива ля Франц! Вива ля Франц!

Юлия Франц – самый мрачный образ в саге о Докторе Гоголе

Maxim
Тюльпаномания Тюльпаномания

Первый настоящий биржевой кризис оказался связан с необычным товаром

Дилетант
Андалузская дева Андалузская дева

Певица и актриса Татьяна Котова

Maxim
Участковый доктор Участковый доктор

Почему компания «Евромед» переключилась на лечение дачников по ОМС?

Forbes
Сон из избы Сон из избы

Что делать, если жить с мужчиной нравится, а спать в одной кровати — неудобно?

Добрые советы
А может ли папа А может ли папа

Привлекаем отца к воспитанию ребенка: от новорожденного до подростка

Домашний Очаг
Изобретения Изобретения

Русский ученый изобретает роботов и новые сенсоры в лаборатории MIT

РБК
Карьера менеджера Карьера менеджера

Как Владислав Мартынов стал предпринимателем, инвестором и блокчейн-энтузиастом

РБК
Легче обнять Легче обнять

Интервью с Ксенией Раппопорт

Домашний Очаг
Голос будущего Голос будущего

Группа компаний cyber Fund работает на блокчейне и криптовалюте

РБК
Дело о пропеллере Дело о пропеллере

Героическая история летчика — с точки зрения его адвоката Добровинского

Tatler
Андреевский крест Андреевский крест

Андрей Малахов дает большое интервью Сергею Минаеву после ухода с Первого канала

Esquire
В надежных руках В надежных руках

Театральную программу фестиваль «Дягилев PS» открывает спектаклем «Коко Шанель»

Vogue
В начале было слово В начале было слово

«Да я ее и пальцем не тронул» — любимый аргумент домашних тиранов

Glamour
Hyundai Sonata Hyundai Sonata

Продажи автомобиля начались, а мы уже успели на нем прокатиться

АвтоМир
Cadillac XT5 – Lexus RX 350 Cadillac XT5 – Lexus RX 350

Оба готовы составить конкуренцию «большой немецкой тройки»

АвтоМир
Чужой Чужой

Актер, воплощающий на экране образ идеального британского джентльмена

GALA Биография
«Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars «Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars

Чем живут скрытные миллиардеры из семьи Марс

Forbes
Лолита: Кто не работает, тот не встречается Лолита: Кто не работает, тот не встречается

Певица Лолита без комплексов и в жизни и на сцене

Лиза
Звезда эфира Звезда эфира

Крупнейшие компании мира внедряют в свою работу распределенную систему Ethereum

Популярная механика
Ultra HD против Full HD в войне разрешений Ultra HD против Full HD в войне разрешений

Какие плюсы у нового формата и стоит ли переходить на него геймерам

CHIP
Renault Sandero Stepway Renault Sandero Stepway

О псевдокроссовере Sandero Stepway и его исходнике – хэтчбеке Sandero

АвтоМир
В ужасе В ужасе

Гид Numéro по главным образам и сюжетам хорроров

Numéro
Абсолютный эгоист Абсолютный эгоист

Тридцатипятилетний Дима Билан прыгает так же высоко, как и раньше

Cosmopolitan
Kickstarter: Oculus Rift Kickstarter: Oculus Rift

Как появился Oculus Rift и почему он стал популярен?

CHIP
Peugeot 3008 Peugeot 3008

Во что в итоге вылились все фокусы 3008-го со временем

АвтоМир
Мнение Мнение

Юлия Пош о стариках на хайпе

SNC
Встречаем: сообщество «Русский Аттракцион» ака «РА» Встречаем: сообщество «Русский Аттракцион» ака «РА»

Создатели единственных веселых вечеринок без техно в Москве

Numéro
Вся жизнь впереди Вся жизнь впереди

Отрывки из новой биографии самого старого наследника английского престола

Tatler
Портрет леди Портрет леди

Николь Кидман переживает новый карьерный взлет

Vogue
Открыть в приложении