Dream Тим
Фантастический мир Тима Бёртона
Я никогда не встречал человека столь явно не от мира сего и при этом находящегося на своём месте. Единственно ему принадлежащем месте.
Тим Бёртон не вписывается ни в голливудский мейнстрим, ни в гордую волну «независимых». Для Голливуда он слишком странен и непредсказуем, для авторского кино — чересчур коммерчески успешен и водит знакомство со звёздами первой величины. Этот лохматый нелюдимый парень умудрился расчистить себе место в мире, где якобы не добьёшься успеха, не продав душу дьяволу. А он просто снимает кино, которое нравится ему самому. И это работает: на каждый фильм Тима Бёртона мы ходим из-за его имени на афише. А потом радостно ломаем копья: это «тот самый» Бёртон или «уже не тот»?
Гот из пригорода
На творения этого чудика в чёрном, да и на него самого, часто вешают ярлык «мрачный». Бёртон, сам того не желая, стал иконой готической субкультуры. Рюкзачок с Джеком из «Кошмара перед Рождеством» носил, наверное, каждый подросток, считавший себя «не таким, как все». А когда вышла яркая и красочная «Крупная рыба», где не было танцующих скелетов и марсиан-убийц, критики начали писать о «возвращении режиссёра на светлую сторону Силы», чем вогнали Тима в недоумение. Он думал, что не изменил себе — снял очень личное кино, куда вложил свои эмоции от смерти отца.
Все мои фильмы почему-то всегда считались мрачными, кроме, пожалуй, «Пи-Ви». «Бэтмен» якобы был мрачным, хотя сейчас он выглядит как детский утренник. «Кошмар перед Рождеством» был сущим хоррором, но это не мешает трёхлетним малышам петь песни оттуда. Мне ни один из моих фильмов не казался по-настоящему мрачным.
Все мы родом из детства, и Тим с его обособленностью, которую легко принять за мрачность, тоже. Тимоти Уолтер Бёртон вырос в 1960-е в Бёрбанке, Калифорния. Тогда это был тихий пригород Голливуда, сейчас — город-спутник Лос-Анджелеса, напичканный штаб-квартирами студий и телеканалов. Тихий одноэтажный пригород превращался в суетливый кинорайон на глазах маленького Тима, и не сказать, чтобы это ему нравилось. К тому же у мальчика были сложные отношения с родителями, которые делили свои невеликие запасы любви между Тимом и его младшим братом Дэниелом.
До тихой провинции у моря едва доносились отголоски бурной жизни: война во Вьетнаме, Карибский кризис, борьба с сегрегацией, хипповское «лето любви»… А солнце Калифорнии палило почти круглый год, превращая смену времён года в сказку на ночь. И такой же сюрреалистической сказкой, странной и зловещей, маленький Тим считал доступный ему в ощущениях мир. Помните карамельные домики в идиллическом городке из «Эдварда Руки-ножницы»?
Если ты вырос в пригороде, ты провёл детство в таком месте, где нет ощущения истории, каких-либо страстей. Не помню, чтобы кому-нибудь нравилась музыка. И никакого проявления эмоций… Тебя принуждали или приспособиться и отказаться от части своей личности, или создать свой прочный внутренний мир, где ты мог чувствовать себя изолированным от других.
Тим рос замкнутым и целыми днями мог не произносить ни слова. С возрастом проблемы в общении нарастали — он мог иметь дело только со старыми знакомыми, а незнакомцев просто боялся. Недавно в Сети появился ролик, где в кабинет к молодому Тиму, работавшему тогда мультипликатором в Disney, входят нежданные журналисты с камерой. Тим в кадре испуган так, будто его сейчас расстреляют. Это объясняет, почему он всегда работает с одними и теми же людьми: с ними привычно и комфортно. Джонни Депп, тоже интроверт, не случайно сравнил атмосферу на съёмочной площадке у Тима с возвращением домой.
Фильмы, которые мог снять Тим Бёртон
Муха (1986)
После «Битлджуса» Бёртона с Майклом Китоном звали сделать хоррор «Муха». Ни Тим, ни Майкл не заинтересовались, и «Муху» успешно снял Дэвид Кроненберг.
Супермен жив! (1996)
Бёртону было интересно, как чувствует себя инопланетянин, вынужденный скрывать свои силы. Супермена планировал играть Николас Кейдж. Проект скончался в «производственном аду».
Лемони Сникет и 33 несчастья (2004)
Тим мог экранизировать эту эксцентричную сказку, но из-за работы над «Крупной рыбой» не сложилось. В итоге режиссёр Брэд Силберлинг снял фильм в типично бёртоновской манере.
Парк Юрского периода (1993)
Именно с расчётом на Тима студия Warner Bros. собиралась купить права на экранизацию «Парка Юрского периода», но уступила Universal. Фильм в итоге снял Стивен Спилберг, который справился отлично.
Спаун (1997)
Бёртон был кандидатом в режиссёры этой супергеройской мистики. Но тогда Тим только-только выбрался из истории с «Суперменом» и с головой погрузился в «Сонную лощину». Жаль — с Бёртоном «Спаун» наверняка не стал бы таким провалом.
Хранители (2009)
Бёртон публично высказывал интерес к экранизации этого культового комикса. Но продюсеры его проигнорировали. Картину снял Зак Снайдер — фильм вышел достойным, но провалился в прокате.
Мэри Райли (1993)
Альтернативная история Джекила и Хайла с Джулией Робертс в главной роли. Студия предпочла Тиму другого режиссёра и просчиталась: кино вышло слабым, а Робертс номинировали на «Золотую малину».