Разговор с Денисом Гордеевым

Мир ФантастикиСобытия

Художники / Врата миров

«Идеальной иллюстрации не существует»

Разговор с Денисом Гордеевым

У Дениса Гордеева крайне богатое портфолио. Он иллюстрировал скандинавские и германские саги, рыцарские и приключенческие романы, детские сказки и книги Бориса Акунина, но фанаты запомнили его прежде всего по иллюстрированному изданию «Властелина колец» и обложкам культовой «жёлтой» серии издательства «Северо-Запад». Мы наведались к Денису в творческую мастерскую, чтобы поговорить о первых отечественных изданиях Толкина и о том, как профессиональный живописец стал книжным иллюстратором.

С художником беседуют Вячеслав Бакулин и Алексей Ионов

Денис Гордеев — российский художник, иллюстратор. Выпускник Московского художественного института имени Сурикова, отделения станковой живописи. Профессиональную карьеру начал в 1990 году. Первой проиллюстрированной книгой стал сборник «Дерево и лист» Джона Р.Р . Толкина, вышедший в издательстве «Гнозис». Прославился как автор иллюстраций на обложках «жёлтой» серии издательства «Северо-Запад». Работал над произведениями Джона Р.Р . Толкина, Анджея Сапковского, иллюстрировал романы Роберта Стивенсона, Александра Дюма, «Тристана и Изольду», рисовал обложки для книг Урсулы Ле Гуин, Андрэ Нортон, Кейта Лаумера.

Денис, расскажите, пожалуйста, как вы стали иллюстрировать книги.

Я с раннего детства знал, чем хочу заниматься. Мой папа был художником (речь о Дмитрии Ивановиче Гордееве, известном советском художнике. — Прим. МирФ), так что рисовать я начал довольно рано, года в три. У меня до сих пор стоит дома в стенном шкафу первая моя осмысленная работа. Иллюстрация к «Книге джунглей», на ней я изобразил Маугли со слоном.

В первом же классе я пошёл в художественную студию во дворце пионеров и с тех пор постоянно где-нибудь учился. Но я хотел стать живописцем, я вовсе не планировал иллюстрировать книги. По правде говоря, в детстве я на книжных художников смотрел свысока. Я даже не удосуживался смотреть фамилии художников из тех, кто мне нравился, поэтому узнал их имена гораздо позже.

А затем, в конце восьмидесятых, когда я уже учился на последних курсах Московского художественного института имени Сурикова, мы с моими друзьями Натальей Прохоровой и Женей Иткиным наткнулись на первый том «Властелина колец» в переводе Муравьёва и Кистяковского. Для советского времени это было нечто невообразимое, целый мир, тщательно проработанный. Нам очень понравилось, и мы решили проиллюстрировать какой-нибудь текст Толкина.

Битва за Минас-Тирит, иллюстрации к роману Толкина «Возвращение короля»

И как же выбор пал на сборник «Дерево и лист»?

Да не было выбора особого тогда, честно говоря. У «Властелина колец» на русский был переведён всего один том, найти оригиналы в Союзе было невозможно. Наталья Прохорова даже пошла в магазин иностранной литературы на Кузнецком мосту. Самого Толкина она там не нашла, зато на полках обнаружилась пародия Bored of the Rings (выходила на русском языке под названиями «Тошнит от колец» и «Пластилин колец». — Прим. МирФ).

Оригинал мы всё-таки раздобыли. Спустя несколько месяцев к знакомому моей мамы приехал друг из Голландии. Он узнал, что я ищу «Властелина колец» на английском языке, и пообещал прислать. Прислал.

Тогда у одного из наших друзей как раз появился на работе первый лазерный принтер, и мы решили напечатать для себя второй и третий тома, причём я собрался проиллюстрировать это издание. Затем мы через знакомых вышли на издательство «Гнозис», его директор Миша Быков заинтересовался нашим предложением, но «Властелина колец» они бы не потянули. Бумага была в дефиците, да и опыта в иллюстрировании книг у меня не было. Они могли рискнуть только с небольшим объёмом и предложили сделать сборник с отрывками из разных произведений. В итоге всё ограничилось как раз «Деревом и листом»: я нарисовал иллюстрации, а Наталья Прохорова перевела эссе и написала предисловие.

А как вы попали в издательство «Северо-Запад»?

«Северо-Запад» отдали в «Гнозис» на вёрстку выходящий у них однотомник «Властелина колец». Внутренние иллюстрации у них уже были, но нужна была картинка на обложку. Миша Быков порекомендовал меня. А я же живописец по образованию, никакого отношения к полиграфии. Меня попросили нарисовать картинку в соотношениях один к одному, цветную, но в четыре краски. Ну, я честно и нарисовал её четырьмя красками.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сон из избы Сон из избы

Что делать, если жить с мужчиной нравится, а спать в одной кровати — неудобно?

Добрые советы
Секретные материалы Секретные материалы

Почему именно сейчас столице необходима йога-студия с названием «Материал»

L’Officiel
Все дело в шляпе Все дело в шляпе

Евгений Миронов выходит в открытый космос

Esquire
Предприниматели Страны Советов Предприниматели Страны Советов

В эпоху запрета частного производства люди налаживали выпуск дефицитных товаров

Дилетант
Temps Perdu Temps Perdu

Лусия Берлин «Потерянное время»

Esquire
Переговоры на бегу Переговоры на бегу

Куда бегут, плывут и едут бизнесмены

GQ
Одино­кий мужчина Одино­кий мужчина

Откровенный разговор Ольги Шелест и «Холостяка» Ильи Глинникова

Glamour
Понятнее не стало? Понятнее не стало?

Как надо правильно принимать экзамены и выдавать права по новому регламенту

АвтоМир
Как практиковать медитацию в повседневной жизни Как практиковать медитацию в повседневной жизни

Пользоваться своей ментальной силой для самоисцеления проще, чем кажется. Программа из семи шагов от мастера медитации дзен Марка де Смедта – для тех, кто хочет научиться легко восстанавливать силы.

Psychologies
Юл Бриннер. Дорогой длинною Юл Бриннер. Дорогой длинною

Необыкновенная судьба обыкновенного человека

Караван историй
BMW 5-й серии BMW 5-й серии

Когда едешь за рулем, о пятиметровой длине даже не вспоминаешь

Quattroruote
Федор Смолов Федор Смолов

Правила жизни Федора Смолова

Esquire
Дочки  сыночки Дочки  сыночки

Об экстракорпоральном оплодотворении — ЭКО — говорят много

L’Officiel
Дети на стройке Дети на стройке

Борис Минц и сыновья превратили компанию в крупнейшего в стране владельца офисов

Forbes
Главная роль Главная роль

Елизавета Боярская в роли Анны Карениной

Домашний Очаг
Самая нужная экономика Самая нужная экономика

В марте Украина ввела полную торговую блокаду Донбасса

Русский репортер
Город планетарного масштаба Город планетарного масштаба

Весь мир превращается в единый гигантский мегаполис

Русский репортер
Персона Персона

Арман Давлетяров, гендиректор МУЗ-ТВ

SNC
В Контакте В Контакте

Подростки видят и чувствуют гораздо больше, чем мы можем себе представить

Добрые советы
Mazda CX-5 Mazda CX-5

Кроссовер нового поколения многолик – в зависимости от угла обзора

Quattroruote
Аннабелль Уоллис Аннабелль Уоллис

Интервью с актрисой Аннабелль Уоллис

L’Officiel
Один из «Миллиардов»: кто вы в большом бизнесе Один из «Миллиардов»: кто вы в большом бизнесе

Сериал «Миллиарды» как пособие по выживанию в компании

Forbes
Иван Волков. Мои Покровские ворота Иван Волков. Мои Покровские ворота

Не могу понять, как это произошло, но с папой я познакомился только в 18 лет

Караван историй
Будущее автопрома Будущее автопрома

Последние достижения в сферах электромобилей и беспилотных авто

CHIP
Коллективный аудитор Коллективный аудитор

CrowdSystems помогает брендам изучать аудиторию с помощью покупателей

Forbes
В темной комнате В темной комнате

Эволюция эскейп-румов – «квестов в реальности» – происходит стремительно

Популярная механика
Крис Пратт: Снова на охране Крис Пратт: Снова на охране

Крис Пратт – идеальный мужчина

Cosmopolitan
Истребитель мира Истребитель мира

«Самолет для пенсионеров» МиГ-31

Популярная механика
Адам Драйвер Адам Драйвер

Правила жизни Адама Драйвера

Esquire
Мед­ве­жий угол Мед­ве­жий угол

Дом в Подмосковье по проекту архитектора Дмитрия Долгого

AD
Открыть в приложении