Мультимедийная франшиза «Призрак в доспехах», основанная на одноимённой манге Масамунэ Сиро, — своеобразный культурный феномен, который распространил своё влияние далеко за пределы родной Японии. «Призрак в доспехах» стал источником множества заимствований — как в кино и анимации, так и в других проявлениях фантастического жанра, даже в реальной жизни.

Мир ФантастикиHi-Tech

В зелёном лабиринте киберпространства

10 уникальных особенностей «Призрака в доспехах»

Мультимедийная франшиза «Призрак в доспехах», основанная на одноимённой манге Масамунэ Сиро, — своеобразный культурный феномен, который распространил своё влияние далеко за пределы родной Японии. «Призрак в доспехах» стал источником множества заимствований — как в кино и анимации, так и в других проявлениях фантастического жанра, даже в реальной жизни. О наиболее знаковых и распространённых символах, ставших популярными благодаря этой истории, мы сегодня и расскажем.

О влиянии «Призрака в доспехах» на своё творчество не раз говорили ведущие мастера Голливуда — Джеймс Кэмерон, Стивен Спилберг, Джосс Уидон. Да и Вачовски никогда не скрывали, сколько они позаимствовали из «Призрака» для своей легендарной «Матрицы». Что же сделало эту вселенную такой уникальной? Мы выделили десять наиболее значимых идей «Призрака в доспехах», которые до сих пор кочуют по мультимедийным воплощениям киберпанка, да и другой научной фантастики.

1. Внешний облик киберпанка

Фильм «Призрак в доспехах» 1995 года задал эталон в изображении киберпанковского мира, творчески развив визуальные образы «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта и «Акиры» Кацухиро Отомо. За основу Ньюпорт-сити, где происходит действие, был взят Гонконг — азиатский мегаполис с богатой колониальной историей, в котором Восток и Запад сошлись воедино. Ньюпорт-сити — своеобразный символ футуристической мультикультурности, где небоскрёбы-мегалиты соседствуют с картонными трущобами.

Погружённые в туман безвкусные неоновые вывески с иероглифами. Отражающийся в стеклянных витринах пульсирующий свет. Густой дождь в облаках смога. Галлюциногенный пейзаж с затопленными улицами. Высокоскоростные дорожные эстакады с потоками машин и заваленные отбросами каналы, по которым снуют деревянные джонки. Лощёные люди в дорогих костюмах, бездушные стражи порядка в зеркальных очках и потрёпанные разноликие обыватели со всевозможными имплантатами. Сверкающий мир высоких технологий будущего и загаженная реальность азиатской современности. Со времён «Призрака в доспехах» Мамору Осии любой фантастический мир, хоть как-то связанный с киберпанком, использует именно такой внешний антураж.

2. Хай-тек как национальная идея

Мультикультурная Япония будущего из «Призрака в доспехах» — один из признанных мировых лидеров. В первую очередь за счёт технологического могущества. Это развитие идеологии, которая стала для Японии основной во второй половине XX века. Японцам, пережившим ядерную бомбардировку, поражение в войне и американскую оккупацию, необходима была новая национальная идея, которая отличалась бы от не оправдавшей себя идеологии имперской гегемонии. И где-то с конца 1960-х японцы такую идею выработали, сделав ставку на технологическое развитие.

К моменту, когда Масамунэ Сиро создал свою мангу, национальная идентичность Японии как мировой державы опиралось именно на достижения в сфере высоких технологий. Хай-тек стал одним из символов возрождения страны. Японская фантастика в этом плане лишь отражает реальную жизнь. А «Призрак в доспехах» во всех его проявлениях успешно лоббировал эту идеологию за пределами Японии.

В современном обществе достижения в сфере высоких технологий служат одним из основных признаков преуспевания и государственного могущества на глобальном уровне. Ну а широко распространённый в мировой фантастике образ «азиатского тигра», достигшего колоссальных успехов в этой сфере, зиждется на идеях, которые стали популярными под влиянием японской поп-культуры, в том числе и «Призрака в доспехах».

3. Визуальный образ киберпространства

Термин «киберпространство» (cyberspace) изобрёл отец киберпанка Уильям Гибсон. Впервые употребив его в рассказе «Сожжение Хром» (1982), он имел в виду, по его словам, «воображаемую реальность позади экранов компьютеров». Однако именно «Призрак в доспехах» Мамору Осии первым визуализировал эту метафорическую абстракцию в виде цифрового «дождя» изумрудно-зелёных знаков, разбегающихся по горизонтальной плоскости. В основе этого образа — графическое отображение двоичной системы счисления, которая используется во всех современных вычислительных электронных устройствах.

Этот визуальный образ напрямую заимстован в «Матрице» Вачовски — правда, там зелёные символы бегут не горизонтально, а вертикально. К тому же «код Матрицы» — это не простые арабские цифры, как в «Призраке», а совокупность зеркально отображённых букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита. Сейчас каждый второй фильм, игра, комикс использует ряды зелёных цифр и символов для изображения условного киберпространства.

4. Киборги

Почти все основные персонажи «Призрака в доспехах», сотрудники Девятого отдела Бюро общественной безопасности Японии, — люди, пережившие кибернетическое протезирование, полное или частичное. Например, у главной героини, майора Мотоко Кусанаги, киборгизация стопроцентная. От человека у неё остался только мозг, да и то фрагментарно.

До «Призрака в доспехах» никто так тщательно не показывал изнанку мира киборгов. В этом мире они обладают целым рядом преимуществ по сравнению с обычными людьми. У них титановые тела с ускоренными рефлексами и увеличенной мышечной силой, повышенной чувствительностью и системой управления метаболизмом. Но главное преимущество — мозговые имплантаты, дающие увеличенный объём памяти и огромную скорость обработки данных. Частично киборгизированные люди с мозговыми имплантатами используют для подключения к сети и базам данных специальные внешние нейроинтерфейсы. У полноценных киборгов подключение к источникам информации и связь друг с другом осуществляется через мозговые импульсы, напоминая телепатию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 уроков «умного» фриланса 10 уроков «умного» фриланса

Как уйти из офиса и не пожалеть впоследствии

Cosmopolitan
Это все моя жизнь Это все моя жизнь

Актриса Ингеборга Дапкунайте о вдохновляющих людях, стремлении делать хорошее и о том, в чем ей в жизни повезло.

Домашний Очаг
«Тебе нужна вера, чтобы ты мог творить» «Тебе нужна вера, чтобы ты мог творить»

Пропавший на 10 лет Мел Гибсон не потерял веру в себя

Playboy
Поле битвы Поле битвы

Испытываем первый в мире виртуальный полигон для реальных боев

Популярная механика
Сплошное беспокойство Сплошное беспокойство

Как победить тревожность.

Добрые советы
Немно­го солнца Немно­го солнца

Рассветно-закатные оттенки в московской квартире по проекту “Арт‑бюро 1/1”.

AD
Алексей Воробьев: «Мужчина – охотник и добытчик» Алексей Воробьев: «Мужчина – охотник и добытчик»

«Холостяка» Алексея совсем скоро ты снова увидишь на большом экране – жди премьеру фильма «Любовь с ограничениями»!

Лиза
Правиль­ный треугольник Правиль­ный треугольник

Ар­хи­тек­тур­ное бюро Skylab Architecture спро­ек­ти­ро­вало на склоне холма в Колорадо дом необычной формы, которая подчеркивает треугольную форму участка.

AD
Алексей Петренко. Мистика и судьба Алексей Петренко. Мистика и судьба

Алексей Петренко. Мистика и судьба.

Лиза
Прошедшее совершенное Прошедшее совершенное

Интервью с Юэном Макгрегором.

GQ
Доходный дом Доходный дом

Бывший топ-менеджер ВТБ восстановил старинную усадьбу, а она внезапно стала приносить прибыль.

РБК
Летающий мотоцикл Летающий мотоцикл

Можно ли прямо сейчас сесть на мотоцикл и полететь?

Популярная механика
Нежелезный человек Нежелезный человек

Что рисуют люди, которые хотят, чтобы их поняли.

Русский репортер
Быт или не быт? Быт или не быт?

Действительно ли рутина и повседневность разрушают отношения?

Cosmopolitan
Имя — Орели Дюпон Имя — Орели Дюпон

Директор балетной труппы Парижской оперы - о том, каково работать в одном из лучших театров мира.

Numéro
Живая природа Живая природа

Не все микробы одинаково вредны

Cosmopolitan
Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен» Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен»

Forbes поговорил с самым богатым бизнесменом, сделавшим состояние на производстве продуктов питания.

Forbes
Только за деньги Только за деньги

Досье на десять женщин-финансистов - красивых, умных и к тому же ворочающих миллиардами.

Tatler
Volkswagen Tiguan и Kia Sportage Volkswagen Tiguan и Kia Sportage

Сравнение Volkswagen Tiguan с бензиновым мотором и дизельного Kia Sportage.

АвтоМир
Coverstory: Александра Бортич Coverstory: Александра Бортич

Интервью с уникальной актрисой Сашей Бортич.

SNC
Вы – наши музы! Вы – наши музы!

Музыкант Дмитрий Маликов делится секретом долгого брака и приглашает на музыкальный спектакль «Перевернуть игру».

Домашний Очаг
Я так устала! Я так устала!

Как часто вы в сердцах говорите: «Устала, больше не могу!»? Как перестать побеждать в соревнованиях по усталости, рассказывает психолог Мария Шумихина.

Домашний Очаг
Всегда есть выход Всегда есть выход

Игорь Свинаренко о том, как не превратить свидание на одну ночь в отношения.

GQ
Я могу дать сдачи Я могу дать сдачи

Наталья Ионова, сценический псевдоним Глюк'оZa, о дворовом детстве, летающих тарелках и найденной женственности.

Домашний Очаг
Сдавайся! Сдавайся!

Как помочь ребенку пережить экзамены.

Добрые советы
Испор­тил квар­тир­ный вопрос Испор­тил квар­тир­ный вопрос

Глава Airbnb Брайан Чески придумал еще один способ заработать миллиард - сдавать в аренду наши таланты.

Tatler
«Россия хранит золотые запасы мракобесия» «Россия хранит золотые запасы мракобесия»

Владимир Сорокин — о своей литературной кухне.

Огонёк
100 самых честных правил мужского гардероба 100 самых честных правил мужского гардероба

«Избавься от льняного костюма» и еще 99 категоричных советов по стилю

Maxim
Танцы без правил Танцы без правил

Дженна Деван-Татум о сексуальном притяжении и эзотерике

Cosmopolitan
Шайтан на елке Шайтан на елке

Как в Белозерье боролись с хиджабами, но проиграли детей.

Русский репортер
Открыть в приложении