Мультимедийная франшиза «Призрак в доспехах», основанная на одноимённой манге Масамунэ Сиро, — своеобразный культурный феномен, который распространил своё влияние далеко за пределы родной Японии. «Призрак в доспехах» стал источником множества заимствований — как в кино и анимации, так и в других проявлениях фантастического жанра, даже в реальной жизни.

Мир ФантастикиHi-Tech

В зелёном лабиринте киберпространства

10 уникальных особенностей «Призрака в доспехах»

Мультимедийная франшиза «Призрак в доспехах», основанная на одноимённой манге Масамунэ Сиро, — своеобразный культурный феномен, который распространил своё влияние далеко за пределы родной Японии. «Призрак в доспехах» стал источником множества заимствований — как в кино и анимации, так и в других проявлениях фантастического жанра, даже в реальной жизни. О наиболее знаковых и распространённых символах, ставших популярными благодаря этой истории, мы сегодня и расскажем.

О влиянии «Призрака в доспехах» на своё творчество не раз говорили ведущие мастера Голливуда — Джеймс Кэмерон, Стивен Спилберг, Джосс Уидон. Да и Вачовски никогда не скрывали, сколько они позаимствовали из «Призрака» для своей легендарной «Матрицы». Что же сделало эту вселенную такой уникальной? Мы выделили десять наиболее значимых идей «Призрака в доспехах», которые до сих пор кочуют по мультимедийным воплощениям киберпанка, да и другой научной фантастики.

1. Внешний облик киберпанка

Фильм «Призрак в доспехах» 1995 года задал эталон в изображении киберпанковского мира, творчески развив визуальные образы «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта и «Акиры» Кацухиро Отомо. За основу Ньюпорт-сити, где происходит действие, был взят Гонконг — азиатский мегаполис с богатой колониальной историей, в котором Восток и Запад сошлись воедино. Ньюпорт-сити — своеобразный символ футуристической мультикультурности, где небоскрёбы-мегалиты соседствуют с картонными трущобами.

Погружённые в туман безвкусные неоновые вывески с иероглифами. Отражающийся в стеклянных витринах пульсирующий свет. Густой дождь в облаках смога. Галлюциногенный пейзаж с затопленными улицами. Высокоскоростные дорожные эстакады с потоками машин и заваленные отбросами каналы, по которым снуют деревянные джонки. Лощёные люди в дорогих костюмах, бездушные стражи порядка в зеркальных очках и потрёпанные разноликие обыватели со всевозможными имплантатами. Сверкающий мир высоких технологий будущего и загаженная реальность азиатской современности. Со времён «Призрака в доспехах» Мамору Осии любой фантастический мир, хоть как-то связанный с киберпанком, использует именно такой внешний антураж.

2. Хай-тек как национальная идея

Мультикультурная Япония будущего из «Призрака в доспехах» — один из признанных мировых лидеров. В первую очередь за счёт технологического могущества. Это развитие идеологии, которая стала для Японии основной во второй половине XX века. Японцам, пережившим ядерную бомбардировку, поражение в войне и американскую оккупацию, необходима была новая национальная идея, которая отличалась бы от не оправдавшей себя идеологии имперской гегемонии. И где-то с конца 1960-х японцы такую идею выработали, сделав ставку на технологическое развитие.

К моменту, когда Масамунэ Сиро создал свою мангу, национальная идентичность Японии как мировой державы опиралось именно на достижения в сфере высоких технологий. Хай-тек стал одним из символов возрождения страны. Японская фантастика в этом плане лишь отражает реальную жизнь. А «Призрак в доспехах» во всех его проявлениях успешно лоббировал эту идеологию за пределами Японии.

В современном обществе достижения в сфере высоких технологий служат одним из основных признаков преуспевания и государственного могущества на глобальном уровне. Ну а широко распространённый в мировой фантастике образ «азиатского тигра», достигшего колоссальных успехов в этой сфере, зиждется на идеях, которые стали популярными под влиянием японской поп-культуры, в том числе и «Призрака в доспехах».

3. Визуальный образ киберпространства

Термин «киберпространство» (cyberspace) изобрёл отец киберпанка Уильям Гибсон. Впервые употребив его в рассказе «Сожжение Хром» (1982), он имел в виду, по его словам, «воображаемую реальность позади экранов компьютеров». Однако именно «Призрак в доспехах» Мамору Осии первым визуализировал эту метафорическую абстракцию в виде цифрового «дождя» изумрудно-зелёных знаков, разбегающихся по горизонтальной плоскости. В основе этого образа — графическое отображение двоичной системы счисления, которая используется во всех современных вычислительных электронных устройствах.

Этот визуальный образ напрямую заимстован в «Матрице» Вачовски — правда, там зелёные символы бегут не горизонтально, а вертикально. К тому же «код Матрицы» — это не простые арабские цифры, как в «Призраке», а совокупность зеркально отображённых букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита. Сейчас каждый второй фильм, игра, комикс использует ряды зелёных цифр и символов для изображения условного киберпространства.

4. Киборги

Почти все основные персонажи «Призрака в доспехах», сотрудники Девятого отдела Бюро общественной безопасности Японии, — люди, пережившие кибернетическое протезирование, полное или частичное. Например, у главной героини, майора Мотоко Кусанаги, киборгизация стопроцентная. От человека у неё остался только мозг, да и то фрагментарно.

До «Призрака в доспехах» никто так тщательно не показывал изнанку мира киборгов. В этом мире они обладают целым рядом преимуществ по сравнению с обычными людьми. У них титановые тела с ускоренными рефлексами и увеличенной мышечной силой, повышенной чувствительностью и системой управления метаболизмом. Но главное преимущество — мозговые имплантаты, дающие увеличенный объём памяти и огромную скорость обработки данных. Частично киборгизированные люди с мозговыми имплантатами используют для подключения к сети и базам данных специальные внешние нейроинтерфейсы. У полноценных киборгов подключение к источникам информации и связь друг с другом осуществляется через мозговые импульсы, напоминая телепатию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно

Когда естественный способ разрядки становится зависимостью?

Psychologies
Не за­бы­ва­ем ощущения Не за­бы­ва­ем ощущения

Как найти место сексу в повседневных заботах

Glamour
Слишком воспитанный ребенок Слишком воспитанный ребенок

Екатерина Бурмистрова о том, как не перегнуть палку в воспитании детей.

Домашний Очаг
Правила жизни Правила жизни

Доктор Лиза.

Лиза
Голливуд в пустыне Голливуд в пустыне

Мода и экономия. Окрестности марокканского города Уарзазат буквально уставлены декорациями.

GEO
«Главное, чтобы был найден баланс между свободой и регулированием» «Главное, чтобы был найден баланс между свободой и регулированием»

Руководитель Mail.Ru.Group Дмитрий Гришин о своем пути в IT.

Forbes
Отомстить: хорошая идея или плохая? Отомстить: хорошая идея или плохая?

Может ли месть погасить огонь ярости или утешить обиженного?

Psychologies
FEDOR Первый FEDOR Первый

Робот FEDOR должен стать основателем целой династии антропоморфных роботов

Популярная механика
Оксана Скакун. Трудности перевода Оксана Скакун. Трудности перевода

Чем сильнее актрису бьет жизнь, тем легче ей перевоплощаться в своих героинь

Караван историй
Сергей Кущенко Сергей Кущенко

Президент Единой лиги ВТБ Сергей Кущенко знает, как заработать на спорте.

GQ
Kia Sportage Kia Sportage

Длинный ряд проблем не помешал третьему Sportage стать популярным и действительно массовым. Его внешность и харизма с лихвой компенсируют все возможные неурядицы.

АвтоМир
Татьяна Друбич Татьяна Друбич

Татьяна Друбич об актерской профессии и работе в фонде «Вера»

Glamour
8 жен­щин, ко­то­рые из­ме­ни­ли мою жизнь 8 жен­щин, ко­то­рые из­ме­ни­ли мою жизнь

Полина Гагарина о своих ролевых моделях

Glamour
Заявить ему о своих требованиях Заявить ему о своих требованиях

Мы работаем лучше, если чувствуем душевное равновесие

Psychologies
Квартирный опрос Квартирный опрос

«Прощальное» интервью с главными звездами сериала «Девочки».

Glamour
Маркус Рива: Побольше позитивных мыслей, и все будет хорошо! Маркус Рива: Побольше позитивных мыслей, и все будет хорошо!

Маркус Рива – латышский певец, диджей, ставший известным в России пару лет назад. А совсем скоро мы узнаем, удастся ли нам увидеть Маркуса на «Евровидении».

Лиза
Аслан Гайсумов Аслан Гайсумов

Аслан Гайсумов сегодня самый молодой автор в коллекции Эрмитажа

Esquire
Жижа Жижа

Российский рынок вейпинга: большая игра на выживание.

РБК
Сергей Карякин Сергей Карякин

До появления Сергея Карякина почти десять лет никто не вспоминал о шахматах

Esquire
Артем Кухаренко Артем Кухаренко

Компания Артема Кухаренко победила Google на чемпионате по распознаванию лиц

Esquire
Как не надо: худшие советы об отношениях за последние 120 лет Как не надо: худшие советы об отношениях за последние 120 лет

Эти советы выглядят странно, но лучше помогают понять, в каком мире мы жили

Cosmopolitan
6 способов стать счастливее вместе 6 способов стать счастливее вместе

На любой стадии отношений романтические ритуалы будут полезны

Psychologies
Иван И. Твердовский Иван И. Твердовский

Ивана Твердовского называют русским фон Триером

Esquire
100 самых стильных - 2017. Россия 100 самых стильных - 2017. Россия

Вглядитесь в сотню избранных и заставьте их потесниться в следующем году.

GQ
Как отец отцу Как отец отцу

Всеволод Чаплин посмотрел сериал «Молодой папа»

Esquire
Верхом на айсберге Верхом на айсберге

Вейкбордисты взлетают над айсбергами

Популярная механика
Ирина Алексеенко Ирина Алексеенко

Ирина Алексеенко работает над созданием препарата для лечения рака

Esquire
BMW X1 BMW X1

Больше пространства внутри, больше удобства. Но при этом и цена заметно выше, чем ранее.

Quattroruote
Защитник капитала Защитник капитала

Как Сергей Котляренко стал финансовым управляющим Игоря Шувалова.

Forbes
Мэрилин Минтер Мэрилин Минтер

Художница Мэрилин Минтер предлагает взглянуть на тело

Numéro
Открыть в приложении