Писательница из Беларуси Ольга Громыко хорошо известна отечественным поклонникам фантастики, особенно юмористической. Фэнтезийный цикл о ведьме Вольхе и космическая опера о лихой команде «космоолухов» имели большой успех, принесли писательнице горячую любовь множества фанатов и сделали её одной из главных звёзд издательства «Альфа-книга».

Мир ФантастикиРепортаж

«Пусть люди оценивают мои книги, а не меня»

Беседа с Ольгой Громыко

Писательница из Беларуси Ольга Громыко хорошо известна отечественным поклонникам фантастики, особенно юмористической. Фэнтезийный цикл о ведьме Вольхе и космическая опера о лихой команде «космоолухов» имели большой успех, принесли писательнице горячую любовь множества фанатов и сделали её одной из главных звёзд издательства «Альфа-книга». Держа в уме апрельский День смеха, мы решили взять у Ольги интервью, которое и предлагаем вашему вниманию.

С писательницей разговаривает Игорь Чёрный

«Построить книгу исключительно на юморе очень сложно»

Ольга, спасибо, что согласились дать интервью, хотя я знаю, что вы не любительница этого «жанра». Кстати, почему? Ведь многие ваши коллеги по цеху, наоборот, стараются любыми путями «засветиться» в СМИ.

Меня никогда не интересовала «жизнь замечательных людей», и , соответственно, я не понимаю, зачем выставлять напоказ свою. Раз я знаменита своими книгами, то пусть люди и оценивают книги, а не меня. Фанатизм, даже позитивный, меня пугает, к тому же и негативного хватает — ведь всем только доллар нравится, да и то некоторые евро предпочитают.

Дилогия «Год крысы» — самое серьёзное произведение Громыко

Наше интервью выходит в апрельском номере. Начало апреля связано с Днём смеха — поэтому задам пару вопросов по этой теме. Как вы вообще относитесь к юмору в литературе?

В книге в первую очередь должны быть сюжет и идея, во вторую — интересные герои, и потом уже, как вишенка на торте, — юмор. Построить книгу исключительно на юморе очень сложно, это будет сборник анекдотов на один раз, а я люблю книги, которые хочется перечитывать снова и снова.

Читаете ли вы юмористическую фантастику?

Ну, смотря что считать юмористической фантастикой. Если книги, которые издаются в сериях с таким названием, то нет. Если копать глубже и докопаться, скажем, до Пратчетта, то это скорее философская и социальная фантастика, поданная в ироничном стиле.

Кого считаете корифеями юмористического жанра — в том числе из знакомых? Или о «живых классиках» предпочитаете не говорить?

Джером К. Джером, Вудхаус, О. Генри, Даррелл, Хэрриот, Пратчетт. Вообще понятие юмора относительно: то, что смешило в 16 лет, сейчас уже глупым кажется, и наоборот — на первых курсах института я запоем читала книги Белянина и не понимала Пратчетта, он казался мне занудным и несмешным. Так что всему своё время. Читать же я предпочитаю книги незнакомых мне людей, потому что, как сказала моя подруга, «когда я читаю твои книги, у меня такое ощущение, будто ты мне читаешь их своим голосом, с подхихикиванием, и это очень мешает следить за сюжетом».

Один из самых знаменитых ваших циклов — книги о приключениях Вольхи Редной — вышел именно в серии «Юмористическая фантастика», хотя к исключительно «юморным» эти произведения отнести нельзя. Юмор там всего лишь одна из составляющих, стилевой приём, или нет?

Когда я начинала писать, понятие «юмористическая фантастика» ещё только зарождалось, и первые книги того же Белянина я прочитала уже после того, как исчеркала кучу бумаги. Прилавки в то время были по большей части завалены боевой фантастикой и пафосным фэнтези, а мне хотелось чего-то более весёлого, лёгкого и душевного. Поэтому уж что вышло, то вышло, цели именно шутить я не ставила — главное, чтобы читатель не зевал над книгой.

Некоторые писатели юмористического жанра говорят, что сюжеты книг им подсказывает сама жизнь. А в вашей жизни бывали такие забавные эпизоды, которые вы потом использовали в своих произведениях?

Бывали, конечно. Навскидку из последнего цикла: Тед выиграл на кошачьей выставке банку вяленой крокодилятины, стоившей на вес золота, и вместе с кошкой сожрал её под пиво. Правда, я банку не выигрывала, а купила в зоомагазине, но подтверждаю: коты были в восторге, и это действительно прекрасная закуска под пиво!

Романы о Вольхе неоднократно переиздавались в России..

…и переводились за рубежом

«К киборгам я питаю слабость»

Цикл, над которым вы работаете несколько последних лет, «Космоолухи» — это точно юмористическая НФ. Или вы не согласны с подобным жанровым определением?

По сравнению с предыдущим циклом, «Годом крысы», юмора в «Космоолухах» действительно больше, но при этом там поднимаются достаточно серьёзные темы, и в цикл входят совершенно несмешные и даже страшные вещи — «Овчарка», «Котик».

Впрочем, если кому-то хочется считать «Космоолухов» чисто развлекательным произведением — ради бога! Меня такое определение не обижает, главное, чтобы книги людям нравились, а смеяться они над ними будут или размышлять, это их личное дело.

Немного поговорим о «Космоолухах». Как возник замысел цикла?

Мне давно хотелось написать научную фантастику, и я несколько раз начинала это делать, но каждый раз что-то мешало — то отвлекалась на другой проект, то уже написанное начинало казаться ерундой. К киборгам я питаю слабость со времён «Универсального солдата» и «Терминатора», плюс мне, как биологу, очень хотелось смоделировать инопланетную экосистему и поприключаться в ней вместо уже надоевшего однотипного фэнтези с эльфами-магами-драконами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Монстры против супергероев Монстры против супергероев

Кто сможет переплюнуть киновселенную Marvel?

Мир Фантастики
Защитник капитала Защитник капитала

Как Сергей Котляренко стал финансовым управляющим Игоря Шувалова.

Forbes
Настоящее не то, чем кажется Настоящее не то, чем кажется

Многие считают, что мы живём в эпоху сбывшегося киберпанка, какой её представляли фантасты 1980-х. Но много ли предсказаний на самом деле сбылось? Так ли мы близки к иллюзорной реальности и киборгам?

Мир Фантастики
Вопрос ребром Вопрос ребром

Зачем люди ставят ультиматумы и к чему это чаще всего приводит

Cosmopolitan
Путь героя по Джозефу Кэмпбеллу Путь героя по Джозефу Кэмпбеллу

Откуда возник образ героя-«избранного», и какую функцию в культуре он призван выполнять?

Мир Фантастики
Эмодзи зашкаливают Эмодзи зашкаливают

Десятилетняя Тоня Худякова учит жизни в новом миллениуме.

Tatler
Приключения неуловимых Приключения неуловимых

Тараканы вернулись! Если у тебя их еще нет, то жди

Maxim
Игра в войну Игра в войну

Скоро служба в армии станет не менее интересна, чем игра в Counter-Strike

Популярная механика
Форбсреалист Форбсреалист

Советский реализм — уже не тайная страсть миллиардера Алексея Ананьева.

Tatler
Песни о главном Песни о главном

Леонид Агутин о «Голосе» и семейном счастье.

Glamour
Без царя в голове Без царя в голове

Что не принято говорить вслух о следующем короле Таиланда.

GQ
Hyundai Tucson против Mazda CX-5 Hyundai Tucson против Mazda CX-5

Японский кроссовер на четыре года старше своего корейского оппонента, но оба выглядят свежо, современно и востребованы на рынке. Стало быть, разница в возрасте совсем не помеха их очному поединку.

АвтоМир
“Причина социальной тревоги – страх быть отвергнутым” “Причина социальной тревоги – страх быть отвергнутым”

Стеснительность иногда превращается в расстройство, которое мешает нам жить

Psychologies
Форма и со­дер­жание Форма и со­дер­жание

Модель Эшли Грэм — о люб­ви, сек­се, спор­те и выс­шей цели.

Glamour
Аслан Гайсумов Аслан Гайсумов

Аслан Гайсумов сегодня самый молодой автор в коллекции Эрмитажа

Esquire
Ешь, молись, люби Ешь, молись, люби

О работе над третьим сезоном лучшего кулинарного шоу — Chef’s Table

Правила жизни
Двигатель прогресса Двигатель прогресса

Рубен Варданян — сооснователь «Сколково», бизнесмен и филантроп.

GQ
Сердце, разбитое страстью Сердце, разбитое страстью

Роми Шнайдер и Ален Делон.

Лиза
Международное право Международное право

Можно ли ездить в России с иностранными правами? Конечно, да. Но только не в том случае, если вы собираетесь зарабатывать на жизнь как профессиональный водитель после 1 июня этого года

АвтоМир
Полоса препятствий Полоса препятствий

Как норвежская компания научила географа строить веревочные парки в России.

Forbes
Идеальная тарелка Идеальная тарелка

Геннадий Иозефавичус — о раздражающей привычке фотографировать еду.

GQ
Пенелопа Крус: “Мы все – одни из многих” Пенелопа Крус: “Мы все – одни из многих”

Пенелопа Крус – самая «домашняя» из кинозвезд

Psychologies
100 самых стильных - 2017. Россия 100 самых стильных - 2017. Россия

Вглядитесь в сотню избранных и заставьте их потесниться в следующем году.

GQ
Mazda6 против Kia Optima Mazda6 против Kia Optima

Вместительные, хорошо оснащенные седаны – излюбленный формат российского покупателя. И Mazda6, и Kia Optima умеют играть по законам жанра.

АвтоМир
Хаски Хаски

Рэпер Хаски стал открытием года для многих любителей хип-хопа

Esquire
Есть толь­ко Мэг Есть толь­ко Мэг

Актри­са Мэг Райан по­се­ли­лась в лоф­те на Манхэт­те­не, ко­то­рый иде­аль­но от­ра­жа­ет ее про­шлое и настоящее.

AD
Артем Кухаренко Артем Кухаренко

Компания Артема Кухаренко победила Google на чемпионате по распознаванию лиц

Esquire
Огненная леди Огненная леди

Актриса из ка­на­ды Сара Гадон до­ка­зы­ва­ет: нет ни­че­го сек­су­аль­нее ин­тел­лек­та и ни­че­го бо­лее ин­три­гу­ю­ще­го, чем ум­ное кино с де­тек­тив­ным сю­жетом.

Vogue
Замороженные Замороженные

Денис Клеро – лучший экстремальный фотограф России

Популярная механика
Как отец отцу Как отец отцу

Всеволод Чаплин посмотрел сериал «Молодой папа»

Esquire
Открыть в приложении