Книги номера
Андрей Степанов. Бес искусства. Невероятная история одного арт-проекта
Роман
- Жанр: авантюрно-сатирическая мистика
- Издательства: «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2017
- 384 стр., 3000 экз.
- Похоже на: Иоганн Вольфганг фон Гёте «Фауст», Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»
Уральский мегаполис Прыжковск — столица депрессивного региона. Столичный арт-менеджер Кондрат Синькин предлагает губернатору гениальный план по спасению репутации: превратить город в «культурную столицу России». Но есть в Синькине что-то подозрительное: перед нами то ли харизматичный авантюрист, продолжатель дела О. Бендера, то ли сам дьявол-искуситель, коллега Мефистофеля, специалист по современному «актуальному искусству».
Классический сюжет романтической новеллы: молодой талантливый художник вызывает дьявола, чтобы продать ему бессмертную душу в обмен на мирские блага — признание, богатство, счастье в личной жизни. В XXI веке, в эпоху флешмобов и перформансов, этот сюжет требует нового прочтения. Какая там скупка душ, помилуйте! С точки зрения героев романа, увлечённость «актуальным искусством» сама по себе сродни одержимости бесом. Уж кто-кто, а Беда Отмухин и Валя Пикус толк в этом знают: оба много лет проработали с московским галеристом Кондратом Синькиным, который недавно втюхал губернатору уральского города Прыжовска дорогостоящий арт-проект. Вот кто главный змей! И у бывших художников-перформансистов рождается план изгнать из Синькина нечистого, чтобы поквитаться за прошлые унижения…
Книга доктора филологических наук Андрея Степанова занятно устроена: автор обыгрывает газетную хронику конца нулевых, «Фауста» и «Божественную комедию», отсылает читателей к Лескову и Чехову. Но главная традиция, которой он неукоснительно следует, — это традиция раннего советского авантюрного романа, как у Эренбурга, Каверина или Ильфа с Петровым. Мораль сей басни такова: сколько ни иронизируй