Как будут выглядеть странствия Улисса в мире киберпанка? Рассказ даёт ответ на этот вопрос. И ставит множество других.

Мир Фантастики

Или подождите...

В прошлом году «Мир фантастики» предложил тему для одного из конкурса рассказов, который проводили наши друзья  — проект «Пролёт фантазии». Тема звучала как «Корабль Тесея». В памяти при этих словах сразу всплывают греческие мифы  — но на самом деле это название одного известного парадокса. Если в корабле одну за другой заменить все доски, останется ли он тем же самым кораблём? Если все составные части объекта постепенно сменятся на новые, будет ли это тот же объект  — или уже другой?

Надежде Щербачёвой, победительнице конкурса, удалось отразить в своём рассказе обе грани этой темы. Здесь сохранён её философский смысл  — и чувствуется явный привкус античности. Хотя перед нами самый что ни на есть каноничный киберпанк.

Лотофаги

— Ну как?  — спрашивает Глазастый, нетерпеливо постукивая пальцами по мусорному контейнеру, на котором сидит.  — Всё пашет? Доступ есть?

— Сейчас узнаем,  — Улисс не торопится отвечать.

Он проверяет функционал браслета-коммуникатора, прогу за прогой, морщится от приторного дыма, который выпускает Глазастый из своей вейп-трубки, перезагружает браслет для точности показаний и только потом вылезает в инфранет. Кажется, порядок.

— Не благодари,  — хмыкает Глазастый.  — Я лучший. В этой дыре так точно.

Улисс не благодарит. Он и так перевёл этому сукину сыну целую прорву кредитов  — на пару перелётов через Атлантику и обратно хватит. Но Глазастый никуда не полетит, он безнадёжно застрял в этой помойке, как и многие другие,  — ни жилья, ни лицензии, ни медицинской страховки.

Зато полная свобода в нелегальном программировании. Чего ещё для счастья надо.

Они сидят в бывшем казино, ныне же  — притоне для униженных и оскорблённых, со всеми его атрибутами: пожелтевшие матрасы в пятнах, разбросанные по полу, разномастные столы и стулья, под потолком мигает эйдофор с разбитым экраном в отчаянной попытке передать последние новости...

Красота, думает Улисс. Куда только нелёгкая не занесёт.

— Закинься сразу,  — советует Глазастый, протягивая ему блистер. Мнемокаин в ядовито-розовых капсулах, который синтезируют наверняка где-нибудь тут в подвале. Потому что в подвале, по мануалам, с аппаратами, собранными на коленке,  — всё равно безопасней, чем подделать рецепт на эту дрянь, а потом явиться с ним в государственную аптеку.

Улисс кладёт капсулу под язык. Головная боль, ставшая привычным фоном, отступает, и он мысленно благодарит всё живое и прогрессивное за эти таблетки.

Он бы никогда не достал их легально. Ну как объяснить врачу, что его мнема и коммуникатор перепрошиты столько раз, что ему скоро мозги закоротит? Правильно, никак.

Будь доволен тем, что имеешь.

— Откуда вообще тебе этот заказ упал?  — интересуется Глазастый, наконец снимая с башки мультиглассы. Оказывается, что у него пронзительно-голубые, холодные такие глаза, какие больше пристало иметь записному красавцу, а не бомжующему хакеру.  — Столько модулей за один раз... Это ж смертельный риск, чел.

— Пенелопа нашла,  — пожимает плечами Улисс.  — Там небось жуткий хардкор на всех модулях, хуже порнухи. Но заказчик не из последних, скажем так... и платит круто.

У него возникло смутное чувство, что он не на вопрос отвечает, а уговаривает потихонечку сам себя: ничего страшного, провезёшь ты эти две дюжины модулей с воспоминаниями, прямо у себя в голове, прямо все одновременно, и ничего непредвиденного не случится  — всё как обычно, дружок, просто работа...

— А что, Пенелопа в деле? Я слыхал, она ливнула.

— Ни хрена подобного,  — говорит Улисс.  — Она в деле, без вариантов. Она меня не бросит.

Он говорит это Глазастому  — и вдруг понимает, что давно уже сам в это верит.

Итака

Господи, как я устала сидеть в четырёх этих стенах, вся моя жизнь между этим экраном и клавиатурой, вся в кодировках, загрузках, ребутах  — от строчки до точки; кто бы пришёл, кто бы вывел из чёртовой клетки? Страшно смотреть в календарь, потому что меняются годы, даже не дни и не месяцы,  — он не вернётся, думаю я, перестав набирать его номер, он позабыл, заработался или свихнулся, или вот прямо сейчас где-нибудь с передозом, или вот скоро совсем в полицейский участок (стоит увлечься  — и всё, и к чертям осторожность)...

Хватит придумывать всякие ужасы, Пенни, хватит  — садись за работу, немножко осталось.

Полифем

Улисс приходит в дата-центр Индианаполиса как к себе домой. Нажимает на кнопку вызова, терпеливо ждёт под взглядом нескольких камер; наконец кто-то там сверху открывает ему двери  — и он оказывается внутри. Это место напоминает ему древний храм: мостки, колонны и балюстрады, узорчатый свод  — но потолки с программируемой голограммой, но сотрудники за стойками отделены силовыми стенами от посетителей и друг от друга, но роботы-охранники сканируют всех при входе. Пожалуй, в древних храмах было не так.

Он выжидает, пока робот снимет с него показания  — серийный номер мнемы и коммуникатора, а следовательно, и личность,  — и, когда всё оказывается в порядке, проходит к регистрации.

Сотрудник приветствует его чужим именем, которое Улисс носит сейчас для прикрытия. За поддельную личность он заплатил изрядно; приятно было знать, что она до сих пор в рабочем состоянии.

Улисс называет номер ячейки. Сотрудник набирает на своём терминале команду, расшаривает экран прямо на силовую стену, которая их разделяет. На экране  — карта пути к хранилищу. Улисс синхронизирует свой безнадёжно нелегальный коммуникатор с терминалом и подгружает карту. Поднимается по эскалатору на девятый этаж  — как же, блин, долго!  — проходит сквозь рамку ещё одного сканера (всё по-прежнему в порядке) и направляется к нужной ячейке по узкому коридору. Браслет любезно подсвечивает ему дорогу красным лучом.

Если ему повезло, то ячейка уже взломана. Но ему не везёт.

Он набирает пятизначный код доступа, но панель высвечивает предательское «пароль набран неверно, осталось попыток: 2». Улисс на несколько секунд перестаёт дышать. В его голове с нездоровой скоростью мелькают мысли о том, что это подстава от начала и до конца, что Пенелопа не справилась, или хуже  — что у неё отрубило ток, и теперь она там в темноте, которой всегда боялась, или...

Так, стоп, думает он, это всё чертовски легко проверить.

Он выходит в инфранет, врубает защищённый канал (спасибо, Глазастый!) и набирает её номер. Около минуты слушает мучительную тишину, прерываемую редким перезвоном цифровых колокольчиков.

— Ну?  — говорит Пенелопа. Её голос искажён и, по сути, совсем даже не похож на настоящий, но без искажения его запросто считают циклопы и приедут за Пенелопой с маленькой победоносной армией. А ещё, конечно, проклятая оцифровка.

— Я немного задерживаюсь,  — докладывает Улисс. Это значит, что возникла проблема. А ещё это нелепо до чёрта, потому что он уже много лет не был дома. Вопрос только в том, что Пенелопа услышит в первую очередь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Роман Злотников, альтернативная история, попаданческая хроноопера

Мир Фантастики
Как узнать где летит самолет — следим за рейсом с помощью смартфона или компьютера Как узнать где летит самолет — следим за рейсом с помощью смартфона или компьютера

Следить за движением любого самолета в мире не сложнее, чем за доставщиком пиццы

CHIP
Инвесторы меняют локацию Инвесторы меняют локацию

Приток капиталов фиксируют фонды США, Индии и России

Деньги
Почему мы все усложняем: 6 внутренних причин Почему мы все усложняем: 6 внутренних причин

Откуда привычка видеть мир в черном цвете? Как изменить отношение к жизни?

Psychologies
Geneva Geneva

Дизайнер Матвей Ларионенко сумел поженить стритвир и устойчивую моду

Собака.ru
«Паутина страха» и «Судная ночь в Аркадии»: чем пугают дарвинистский арахнохоррор и тихий постапокалипсис с Николасом Кейджем? «Паутина страха» и «Судная ночь в Аркадии»: чем пугают дарвинистский арахнохоррор и тихий постапокалипсис с Николасом Кейджем?

Фильмы ужасов, которые одинаково сильно любят темноту и жутких существ

Правила жизни
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
Телескоп Gaia отыскал рекордно массивную черную дыру звездной массы в Млечном Пути Телескоп Gaia отыскал рекордно массивную черную дыру звездной массы в Млечном Пути

Телескоп Gaia обнаружил рекордно массивную черную дыру звездной массы

N+1
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Брокколи Брокколи

Почему броколли считается суперфудом?

Здоровье
Свободные веса: какие бьюти-процедуры помогают оставаться в форме Свободные веса: какие бьюти-процедуры помогают оставаться в форме

Какие бьюти-процедуры помогают уследить за фигурой

Forbes
История одной звездной системы История одной звездной системы

В 366 световых годах от нас находится гигантская звезда Дзета Змееносца

Наука и Техника
Что такое тосол и для чего он нужен Что такое тосол и для чего он нужен

Что такое тосол и чем он отличается от антифриза

РБК
«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала» «Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историй
Верх совершенства Верх совершенства

Можно ли отрастить волосы быстро и как сделать их густыми?

VOICE
Не пропускаете ни одного футбольного матча? Ученые говорят, что смотреть спортивные трансляции полезно для здоровья Не пропускаете ни одного футбольного матча? Ученые говорят, что смотреть спортивные трансляции полезно для здоровья

Ученые изучили влияние регулярного просмотра спортивных событий по телевизору

ТехИнсайдер
Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность

Чем вызваны особенные недостатки столицы Якутии?

ФедералПресс
Все гениальное просто: 5 привычных предметов мебели с интересной историей Все гениальное просто: 5 привычных предметов мебели с интересной историей

Интересная история разработки стоит за каждым из этих предметов мебели

ТехИнсайдер
Сценарист-фантаст и режиссер-провокатор: 9 фильмов Алекса Гарленда, которые стоит посмотреть Сценарист-фантаст и режиссер-провокатор: 9 фильмов Алекса Гарленда, которые стоит посмотреть

Освежите в памяти всю фильмографию Алекса Гарленда

Правила жизни
Почему зрительный контакт вызывает у многих людей неловкое чувство Почему зрительный контакт вызывает у многих людей неловкое чувство

Замечали ли вы, что при разговоре стараетесь не смотреть собеседнику в глаза?

ТехИнсайдер
Янис Чамалиди Янис Чамалиди

Помпейские росписи и работы медиахудожника Rinatto L'Bank в квартире дизайнера

Собака.ru
Общество нового чипа: почему так важен технологический суверенитет в области ИИ Общество нового чипа: почему так важен технологический суверенитет в области ИИ

Почему возможность производить процессоры и микрочипы — не только преимущество

Forbes
Как освободиться от психологии бедняка: 4 совета Как освободиться от психологии бедняка: 4 совета

Что мешает вам зарабатывать столько, сколько вы хотите?

Psychologies
Па-де-де Па-де-де

Разговор об искусстве с основательницей и художественным руководителем ЦБШ

Grazia
5 добрых фильмов про собак 5 добрых фильмов про собак

Лучшие экранизации про братьев наших меньших.

Maxim
Цейлон Форт Галле Цейлон Форт Галле

Форт Галле: одна из крупнейших крепостей в Азии, созданная колонизаторами

Знание – сила
Детские страшилки: что будет, если наступить на иголку. Правда, что она сможет добраться до сердца? Детские страшилки: что будет, если наступить на иголку. Правда, что она сможет добраться до сердца?

Может ли детская страшилка про иголку стать реальностью?

ТехИнсайдер
Опытным путем Опытным путем

Шеф-повара вспоминают жизненные уроки на старте своей карьеры

Grazia
Смерть, кушетка и платяной шкаф Смерть, кушетка и платяной шкаф

«По Фрейду»: психоаналитик и теолог отвечают не на те вопросы

Weekend
Словарный запас двухлетних детей связали с реакцией их мозга на общение с родителями в пять месяцев Словарный запас двухлетних детей связали с реакцией их мозга на общение с родителями в пять месяцев

Быстрее осваивают речь те дети, которых вовлекают в социальные взаимодействия

N+1
Открыть в приложении