«Дети тоньше чувствуют мир»
Беседа с Натальей Щербой
Первым крупным опубликованным произведением Натальи Щербы была трилогия о карпатской магии «Быть ведьмой». Но настоящий успех пришёл к автору с победой в конкурсе «Новая детская книга», по результатам которого в 2011 году вышли в свет «Часодеи». Сегодня это знаковая серия отечественной подростковой фантастики. О стремлении Натальи писать для подростков, о её новых книгах и о многом другом мы сегодня и поговорим.
«Я всегда хотела писать для подростков»
Ваш большой писательский путь начался с победы в конкурсе «Новая детская книга» издательства «Росмэн», где популярные ныне «Часодеи» взяли первое место. Но начинали вы как автор фэнтези для вполне взрослого читателя и лишь потом переключились на книги для подростков. Чем вызвана такая перемена вектора?
Никакой перемены не было — я всегда хотела писать для подростков. Дети не только самые честные, но и самые благодарные читатели. Их трудно удивить, они всегда почувствуют фальшь. Но если они поверят в твои истории, то поверят со всей силой.
Просто ещё несколько лет назад никто из издательств не хотел работать с нашей подростковой литературой. Помню, как говорили про «Часодеев»: «Хорошая история, но издавать коммерчески не выгодно». Пять лет прошло в поисках издательства. За это время я пробовала писать в разных жанрах, в основном рассказы, появились публикации. В то время хорошо брали вторичные вещи «про вампиров» или предлагали писать в «проекты». Развернуться было негде. Помню, последней каплей стало издание моего «мальчишеского» романа в серии «Эпоха доблести» — романтического фэнтези «для дам за сорок», как объяснили мне гораздо позже.
Когда я увидела условия конкурса «Новая детская книга», который издательство «Росмэн» проводило в 2010 году, то возблагодарила небеса: наконец-то нужны герои-подростки, оригинальный фантастический мир и большая история. Теперь же я понимаю, что у каждой книги просто есть своё время, своя точка отсчёта. Впоследствии у меня не раз спрашивали, понимаю ли я, что именно «Часодеи» в какой-то мере возродили интерес к нашему подростковому фэнтези. Конечно, понимаю! Когда-то издательство не побоялось рискнуть ради нового автора с новой историей, а теперь можно уверенно заявить, что у «Росмэн» получилось сформировать основную полку отечественного подросткового фэнтези.
Сейчас цикл «Часодеи» покоряет европейский рынок. В прошлом году первая часть вышла в Польше, Чехии и Словакии…
Да, это большое достижение для «Часодеев» как для русскоязычной книги. Во всех «зарубежных» случаях ко мне обращались напрямую из издательств, причём с довольно интересными предложениями по продвижению и расширению часодейной вселенной. Например, в Польше хотят выпустить настольную игру.
Я уже побывала на разных международных презентациях, открыла для себя много нового в современном книжном мире. Отдельно хочется отметить фестиваль подростковой литературы Humbook в Праге, на который были приглашены Кристофер Паолини, Рута Супетис, известные чешские авторы и я . В первую очередь меня удивило огромное количество подростков, пришедших на фестиваль. На встречах с авторами зал был переполнен, книги раскупались мгновенно, очереди за автографами выстроились невероятные. И всё это было прекрасно организовано, этакая вечеринка для авторов и читателей, длящаяся целый день. Самое главное — это был фестиваль именно подростковой литературы. Не детской, не взрослой, а именно что подростковой. Не припомню, чтобы у нас проходили фестивали такого масштаба, ориентированные строго на подростков. Ещё очень порадовал большой интерес чешского издательства к нашей фантастике. Конечно, я с большим удовольствием порекомендовала некоторые наши книги, и, кстати, великолепная Vita Nostra Марины и Сергея Дяченко в скором времени выйдет на чешском!
В издательстве «Росмэн» были выпущены специальные издания по вашему циклу: энциклопедия «Часодейная книга», артефакт из мира — «Часолист», раскраски «Часольбомы»… А как работают с брендом автора за рубежом?