«Художником нельзя стать. Им можно только быть»
Разговор с Мариной Алеф
Марина Алеф живёт в Екатеринбурге. Училась на дизайнера; занимается графикой, дизайном, иллюстрацией. Её работы могут быть знакомы поклонникам Макса Фрая — Марина оформляла один из составленных им сборников. Творчество Марины ближе не к современному фэнтези-арту, а к творчеству художников-модернистов начала XX века. Познакомиться с её работами можно на сайте behance.net/papierteufel и в группе Вконтакте [vk.com/papierteufel].
Сейчас на краудфандинговой площадке Boomstarter заканчивается сбор средств на издание фантастической трилогии Марии Старко «Территория невероятностей». Не меньшую роль, чем текст, в ней играют иллюстрации художницы Марины Алеф. Её рисунки отлично подходят этой книге, написанной в жанре магического реализма, — они и сами словно пронизаны тёмной магией, которой дышат старинные улочки европейских городов.
Марина Алеф — это псевдоним? Чем он вдохновлён — рассказом Борхеса, каббалой или чем-то ещё? Или Алеф — ваша настоящая фамилия?
«Алеф» — первое слово, пришедшее мне на ум, когда потребовалось выбрать псевдоним. Это понятие впервые встретилось мне в романе Майринка «Голем».
Как вы пришли к тому, что стали художником?
Я рисую с трёх лет. Я всегда была художником, хотя остро ощущала нехватку профессиональных знаний. В моём городе не было высшего образовательного учреждения с кафедрой графики или книжной иллюстрации, а живопись никогда не была мне близка, поэтому пришлось пойти на дизайн. Очень скоро я разочаровалась в выбранном направлении и, хотя благодаря ему мне не составило труда найти постоянную работу по специальности, до сих пор жалею, что не имею профессионального художественного образования.
Вдохновляют ли вас работы других художников? Может быть, мастеров прошлого или коллег-иллюстраторов?
Да, думаю, уже глядя на моё творчество, можно заметить влияние искусства модерна, экспрессионизма и символизма. Мои приоритеты часто меняются, но неизменно близкими остаются следующие художники: Шиле, Бердслей, Мунк, Хорст Янссен, Босх и Луиза Буржуа. Также я слежу за творчеством современных графиков на Behance.net.
Как бы вы сами охарактеризовали свой стиль?
Я оставлю это для критиков.
Вы оформляли сборник «Авиамодельный кружок при школе №6», изданный под эгидой Макса Фрая. Для многих читателей его книги стали чем-то очень личным, жизнеобразующим. А как вы к ним относитесь?