Минтай для Трампа. Почему Курилы нельзя отдавать японцам
В отрасли оценивают ущерб для российских рыбаков от передачи островов в $5 млрд в год

На днях телеканал CNN то ли в шутку, то ли всерьез, увязал внешнюю политику президента Дональда Трампа с российским минтаем, который поставляется в США и используется в качестве питания американских школьников. К этому заявлению можно относиться с иронией, но нельзя отрицать, что рыба в Мировом океане может являться эффективным политическим инструментом, и ситуация с Курилами — яркое тому подтверждение.
У рыбы нет паспорта, а под водой нет пограничников, поэтому точно сказать, какое количество водных биоресурсов перейдет под юрисдикцию Японии в случае теоретической передачи ей островов Курильской гряды, не представляется возможным. Очевидно другое: Курилы — это ворота, через которые вся рыба, и в первую очередь лососевые, идет к российскому побережью Камчатки и Сахалина. Если их перекрыть, то красной рыбы в нашей стране фактически не будет.
В прибрежных водах Курильских островов рыбы добывается относительно немного, так как местные рыбаки прекрасно понимают значимость Курил как главной транзитной зоны Охотского моря. Горбуши в 2018 году там было добыто 30 000 т, а кеты — 20 000 т, что как раз хватает для того, чтобы обеспечить сырьем местные заводы. А вот в акваториях Камчатского полуострова в прошлом году выловили почти 400 000 т горбуши,