Месть Генри Форду II. Как Ли Якокка стал легендой американского автопрома
Ли Якокка — человек, который стал важной фигурой сразу для двух детройтских автомобильных гигантов, Ford и Сhrysler. В первом он приложил руку к созданию «Мустанга», второй — спас от банкротства. Как строилась карьера одного из самых известных американских менеджеров и какую роль в ней сыграло увольнение?
В США на 95-м году жизни скончался легендарный автомобильный менеджер Ли Якокка. Он вошел в историю не только как создатель знаменитого спортивного автомобиля Ford Mustang, но и как человек, сумевший достойно ответить на обидное увольнение из компании Ford. После ухода из Ford он возглавил находящуюся на грани банкротства компанию Chrysler, вновь превратил ее в одного из главных автопроизводителей Америки и тем самым отомстил Генри Форду II. «Я сделал это старым американским способом, выиграв у него сражение на рынке», — написал он позднее в своей книге.
Forbes вспомнил, как Ли Якокка стал легендой американского корпоративного мира.
Падение с Эвереста
Лидо Энтони «Ли» Якокка родился в 1924 году в городе Аллентаун (штат Пенсильвания) в семье итальянских иммигрантов. Экономический кризис 30-х годов, когда семья была вынуждена экономить на всем, превратила его прагматика с однозначной позицией: «Не морочьте мне голову теорией. К тому времени, когда мне стукнет двадцать пять, я намерен зарабатывать 10 000 в год, а затем я хочу стать миллионером». «Престижные ученые степени меня не интересовали, я гнался за долларом», — писал он в автобиографии «Карьера менеджера».
22-летним выпускником Принстона Ли (так он укоротил свое имя, чтобы было удобнее называть его по телефону) Якокка пришел в Ford. Его взяли инженером-конструктором. Но его влекло «туда, где вершилось настоящее дело, — в маркетинг, в сбыт». «Мне больше нравилось работать с людьми, чем с машинами», — признавался он. Переход на управленческую работу принес Якокке удачу. В 1960 году он был назначен вице-президентом Ford. Еще два года спустя стал инициатором выпуска новой модели Ford — «спортивного стиля с характерным внешним видом, вызывающим легкий налет тоски по молодости».
«Мы хотели сконструировать автомобиль, на котором можно в пятницу вечером съездить в загородный клуб, в субботу совершить длительную прогулку на природу, а в воскресенье отправиться в церковь», — объяснил свой замысел Якокка. В марте 1964 года публике был представлен абсолютно новый Ford Mustang. Это был поразительный успех — в первый же уикенд после выпуска его в продажу дилерские пункты Ford посетило 4 млн человек. До конца года было продано более 260 000 новых спортивных автомобилей. За первые два года продаж Ford Mustang принес $1,1 млрд чистой прибыли.