«Меня растили как прислугу для родителей» — историю читательницы комментирует психолог
Старость в радость, если у пожилых людей есть те, кто о них заботится, обеспечивает и дарит внимание. Некоторые так и воспитывают детей, внушая тем непомерное чувство долга перед родителями. По сути, готовят себе бесплатных сиделок, кухарок, помощников по хозяйству, и лишают сына или дочь права на собственную судьбу. Как начать жить, если это про вас?
«Больше всего на свете боюсь этого момента: мама сляжет, и я окажусь прикованной к ней»
Арина, 45 лет
До определенного возраста мне это казалось совершенно естественным. Дети — утешение родителей. Мать с отцом ухаживали за своими родителями, когда те болели и умирали. С кем-то пришлось тяжело, дед (мамин папа) лежал после инсульта. А бабушка, наоборот, тихо ушла во сне, не доставляя никому хлопот.
Я росла с пониманием: родители вложили в меня душу, они пожертвовали ради меня собой, лучшие годы отдали на то, чтобы в непростые девяностые меня кормить, одевать, лечить, просвещать, оплатить курсы для поступления (училась я уже на бесплатном).
Когда мне было 18, я получила в наследство бабушкину квартиру, но родители не разрешили мне переехать туда жить одной — мало ли что случится, как можно, девочка совсем юная! Они сдали ее и тратили деньги на наши общие нужды, пока я жила у них, хозяйство было общее, конечно же. В годы студенчества я не работала, они меня кормили, а потом стала зарабатывать — они как раз вышли на пенсию, так что уже я вносила значимый вклад в бюджет семьи, а мама, располагая временем, экономно и разумно вела общее хозяйство.
Потом папа умер, мама осталась одна и сосредоточила на мне все-все свое внимание
Я стала встречаться с парнем, который ждал длительной рабочей командировки в Женеву, но мама распереживалась, как я уеду от нее так далеко, а если с ней что случится? Я же единственная дочь, даже племянников нет. Жених уехал без меня. Я планировала сначала навестить его, прилетев в гости на две недели, и тогда с ним принять решение о совместном будущем.
За день до моего отлета мама слегла с инсультом. Я (а кто еще?) занялась ее лечением, моталась в больницу — само собой, что никуда не улетела уже. Постепенно наши отношения с парнем стали совсем напряженными, в конечном счете это превратилось в тягостный роман на расстоянии, и произошел разрыв.
После 35 лет я переехала-таки от мамы жить отдельно. Но пришлось поменять бабушкину квартиру поближе к маминой, потому что в ее, а затем и в моем восприятии два района города превращались в два далеких друг от друга острова в океане без путей и дорог между. «Жить надо рядом, мало ли что», — повторяла она.