Утро XXI век
Однажды в конце первой четверти первого века третьего тысячелетия на третьей планете от Солнца встретились актер Юрий Колокольников и журналист Антон Иванов и обсудили, что хотят видеть, читать и слышать их современники, а также пробьются ли наши живые голоса сквозь нарастающий гул искусственного интеллекта.

Наше время как только не называют — и идеальный шторм, и сингулярный кризис, и эпоха непрерывного информационного шума или бума. Ежегодно на земле появляется на 22% больше цифровых данных, чем было годом ранее, и только за первые несколько лет XXI века мы создали столько же информации, сколько предыдущие поколения за два тысячелетия истории. Чтобы еще чуть-чуть увеличить эту лавину, мы нарисовали с помощью искусственного интеллекта мир будущего, в который и пригласили Юру Колокольникова.
— В одном из своих недавних интервью ты в отношении сериала употребил слово «литература». И действительно, для многих людей сегодня кино- и видеоформаты становятся заменителем книг. Мы всё меньше читаем и всё больше смотрим. Тот же фильм «Мастер и Маргарита», в котором ты сыграл, для многих был первым знакомством с произведением Булгакова. Как ты, человек из мира кино, смотришь на эту ситуацию?
— Мы находимся в точке некого апгрейда нашей жизни. На стыке старого и нового миров. На перепутье. Мы еще помним, как было принято раньше, но не до конца понимаем, как все будет устроено в будущем. Что такое книга? У нее есть два важных аспекта — это те смыслы, которые она передает, и та процессуальность, которую ты проходишь, читая ее от начала до конца. С одной стороны, со всеми современными нашими примочками мы действительно воспринимаем информацию короткими урывками, но с другой — нам все равно важна процессуальность, и отсюда такая популярность сериалов. Это потребность нашего мозга. Поэтому я думаю, что книги будут трансформироваться во что-то другое, но я стараюсь не лишать себя их. Вот недавно я решил перечитать пьесу Чехова «Безотцовщина», которую чаще ставят под названием «Платонов». Это большая, длинная пьеса. Когда я в нее запрыгнул, мне сначала было даже как-то непривычно, но дальше ты уже вместе с ней плывешь. И после того, как я дочитал ее, я как будто преисполнился. Это происходит именно потому, что ты процессуально прожил какой-то путь. Вопрос книги и мысли — это как вопрос курицы и яйца. Это вообще основа нашего бытия. Когда человек сначала придумал слово, дальше — предложение, потом сложил из них текст. Это тоже своего рода теория Дарвина, только в отношении рождения мысли и желания ее передать другому.
— Ты говоришь про трансформацию книг. А во что они трансформируются?
— Например, мне нужно по работе читать довольно много сценариев. Обычно как я их читаю? Вначале всегда прошу прислать синопсис. По нему я понимаю, интересна ли мне тема или нет. Если тема интересна, я открываю сценарий, но читаю только диалоги. Потому что диалоги — это самое важное. Это основной ингредиент. Та же пьеса Чехова состоит из них. Если тебя цепляют диалоги, то дальше ты уже можешь прочитать весь материал. Недавно я просто взахлеб от начала до конца прочитал сценарий двух серий, которые мне прислали. Но такое бывает редко. Классная литература тебя засасывает, и ты уже оттуда не выберешься, пока не дочитаешь. Я, как, наверное, и все мы, уже использую еще и чат GPT. Это даже не новый инструмент, а какой-то целый океан, который мы еще только начинаем осваивать. Мне он, например, также помогает во время съемок, когда они идут не по порядку (а чаще всего так и бывает), и начать мы можем вообще с самой последней сцены, а значит, мне нужно быстро вспомнить всю фабулу. Тогда я обращаюсь к чату GPT, и он тут же напоминает мне все, что было в сценарии до. Раньше для этого я бы сам листал страницы, шел по повествованию, а теперь это стало куда легче. Не потому, что мне лень, а потому, что чат GPT — это как электричество, удобный инструмент, с которым надо правильно взаимодействовать.