Шутки в сторону

За последние десятилетия человеческий юмор и отношение к нему сильно изменились. Возьмем поп-культуру в целом: нас больше не смешат комедии из поджанров «американских тупых», мы перешли из ироничной стадии в постироничную, а затем и вовсе стали удалять приложения со своих смартфонов, дабы избежать цифрового удушья и передозировки юмористическим контентом. В пользу того, что мы устали от неосознанного потребления шуток, говорят и вполне справедливые научные исследования. Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Как изменилась комедия?
Кино, как и любая форма искусства, — это отражение реальности. В определенные моменты кинематограф, как и когда-то литература, а сегодня короткий формат роликов, пододвигает обществу зеркало, показывая его истинное психологическое состояние. Фильмы — причем не только авторские, но и коммерческие — художественно осмысляют происходящее, позволяют провалиться в здоровый (или не очень) эскапизм. Это объясняет повальное увлечение американцев супергероями после ужасающих событий 11 сентября. Это же объясняет и то, что на сегодняшний день в нашей стране самый востребованный и плодовитый поджанр — экранизации сказок.
С юмором в кино ситуация аналогичная. В нулевых американская комедия (возьмем ее не в качестве золотого стандарта, а лишь в роли трендсеттера) переживала коммерческий расцвет. Тогда авторы подобных картин могли позволить себе довольно много: шовинистские и сексистские шутки, односложный подход к их созданию и засилье однотипных гэгов. Инструментарий работал вплоть до того момента, когда общество изменилось: с появлением новой этики и в целом дискурса, который поднимал еще Маяковский (что такое хорошо и что такое плохо), создателям пришлось трансформироваться.

Нельзя с уверенностью утверждать, что такого рода комедии перестали существовать — просто с приходом стриминговых сервисов они, как контент минувшего дня, переехали туда (ну а люди, осознавшие вторичность легкомысленных жанров и ромкомов нулевых, с удовольствием изменения приняли: зачем идти в кино ради того, что уже когда-то видел, если все это доступно дома у телика). Тем временем кинотеатральные премьеры приняли новую форму: в 2010-х десятки ремейков и сиквелов от известных режиссеров (Бена Стиллера, Саши Барона Коэна и др.) не нашли ожидаемого отклика у зрителей, а условный Тодд Филлипс, снявший «Мальчишник в Вегасе», взял и поставил экзистенциальную драму «Джокер» с Хоакином Фениксом.