Лучше – не надо
Если мы отвлекли тебя ненадолго от учебника «Как развить харизму за 15 дней и нравиться даже бабушкам у подъезда», не возвращайся к нему. Ученые не рекомендуют.
Харизма – это новый черный и новые панды, самый востребованный актив последних лет после акций Tesla и бургеров с мраморной говядиной. Еще в начале нулевых была иллюзия, что для успешного руководства людьми надо просто лучше других разбираться в поклейке обоев внахлест или охлаждении урановых стержней и вовремя выдавать сотрудникам воспитательные затрещины. Но после Стива Джобса стало ясно, что нет руководителя без харизмы – дара увлекать, сокрушительного обаяния и беспощадной уверенности в себе. Кроме того, уже много лет считается аксиомой, что красивые люди зарабатывают больше обычных. И все это никого не удивляет, потому что укладывается в привычную с детства схему: чем ты причесаннее и очаровательнее, тем больше у тебя конфет. Конечно, а как иначе? Но новые исследования ставят под угрозу и ценность харизмы, и важность внешней привлекательности.
Ученые из университетов Гента, Антверпена и Брюсселя решили зачем-то выяснить, как связаны харизматичность и эффективность. Они составили опросник для выявления харизматиков по четырем пунктам: смелость, богатое воображение, яркость в поведении и нежелание подчиняться. Затем они опросили несколько сотен руководителей и их подчиненных, чтобы распределить лидеров бизнеса по уровню харизмы. А после изучили реальную эффективность каждого за несколько лет – и выраженную в цифрах прибыли, и по ощущениям сотрудников. Оказалось, что самые неэффективные – руководители с самой слабой харизмой и