Идея! Заняться сталкингом
Если ты много путешествуешь и видел даже дворец директора «Оркнефти» с частным космодромом и скульптурой «Кокорин разрывает пасть Мамаеву», тебя сложно удивить. Но сталкинг даст шанс на новые впечатления. Поэтому мы ответим на вопросы о сталкинге, которые ты мог бы задать, если бы вдруг захотел.
Сталкинг — это что-то из Кастанеды? Для этого надо есть кактусы?
Сталкинг, который описан у Кастанеды, – это применение психоактивных средств ради просмотра видений. Он может привести к головной боли, кожному зуду и мучительной смерти, поэтому мы его не рекомендуем. В Америке сталкингом называется еще навязчивое выслеживание кого-либо – это форма домогательства. Наш сталкинг – это изучение заброшенных зданий и странных мест, обычно промышленного назначения.
Это как-то связано с известной комедией Эльдара Рязанова «Сталкер» с Хавьером Бардемом в главной роли?
Это связано с драмой Андрея Тарковского «Сталкер» с Александром Кайдановским в главной роли. В СССР сталкинг появился именно после фильма: люди стали бродить по заброшенным промзонам в поисках острых ощущений. Так как фильм наш, термин «сталкинг» тоже наш. На Западе эта форма досуга называется индустриальным туризмом – urban exploration. Что и длиннее, и скучнее.
Есть отличия между нашим сталкингом и западным? У нас что, надо носить георгиевскую ленточку?
У нас многие сталкеры ходят в походы тайно и в камуфляже, а проникают туда, куда проникать нельзя: в недействующие, но охраняемые военные части или на закрытые, но еще секретные предприятия. Там часто хабарятся (термин из романа Стругацких «Пикник на обочине», по которому был снят «Сталкер») – уносят плохо лежащие датчики, колбы, плакаты и что еще попадется. Их западные коллеги и наши легальные сталкеры ходят обычно на заброшенные фабрики, склады и прочие несекретные объекты.
У нас же веселее, да?
Не совсем. Явление из кустов человека в камуфляже заставит вооруженную охрану нервничать, а умыкание имущества легко приводит в казенный дом, если оно где-то стоит на балансе. К тому же это противоречит принципу urban exploration, который пришел из романа Дэвида Моррелла «Лазутчики»: не оставлять ничего, кроме следов, не выносить ничего, кроме фотографий. А если снимать секретный объект, то казенный дом еще более вероятен.