Проекты спасения пассажиров в авиакатастрофах... и почему они не работают.

MaximHi-Tech

Уголок параноика

Черный ящик, я не твой!

Неужели ничего нельзя придумать, чтобы пассажиры выживали в авиакатастрофах? Оказывается, можно! Самые лучшие разработки – в этой статье. Вместе с объяснением, почему их пока невозможно реализовать.

Текст Николай Поликарпов

Многие в детстве читали замечательную книгу Андрея Сергеевича Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», изданную аж еще в 1937 году. А кто не читал, тот уж наверняка смотрел мультфильм. Среди эпизодов, не вошедших в экранизацию, была и история аварийного спасения из самолета: «Если какая авария – взрыв, пожар или крыло отвалится, – летчик одним движением отделяет кабину, и она самостоятельно опускается на парашюте». И хотя капитан любил приврать, но здесь описана действительно проходившая испытания в США в начале 1930-х годов система спасения пассажиров самолетов. По сигналу тревоги пассажиры продевали руки в плечевые обхваты и застегивали крепления, после чего пилот открывал под ногами путешественников люки, через которые кресла выпадали из самолета и спускались на индивидуальных парашютах, в свернутом состоянии хранившихся в их спинках. Практического применения система не получила: вероятность спасения с ее помощью оценивалась лишь в 15–20%, поскольку благополучно выпасть из самолета можно было только при горизонтальном полете на достаточной высоте. Уже тогда посчитали, что лучший способ спасти пассажиров – это повышать надежность самолетов. Такая точка зрения остается главенствующей и сегодня, когда гораздо больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт или от упавшего с крыши кирпича. Тем не менее после каждой авиакатастрофы неизменно появляются новые и новые проекты спасения, не идущие в разработку, но помогающие аэрофобам скоротать паническую атаку.

Дадим всем пассажирам парашюты

Идея раздать всем пассажирам парашюты сегодня не рассматривается в принципе: на высоте 10 километров (гарантирована взрывная декомпрессия при отсутствии кислорода и морозе за 40 градусов) и при скорости полета порядка 800 км/ч невозможно ни открыть дверь салона, ни выпрыгнуть из него. Невозможно, даже если бы все пассажиры имели специальную подготовку и каким-то волшебным образом удалось за считаные секунды доставить всех к дверям без паники и давки по крутящемуся волчком проходу. На меньших высотах парашют тоже не спасет, только еще сократится время на эвакуацию при немногим лучших условиях «десантирования». Поэтому все современные системы предполагают спасать пассажиров вместе с герметичной частью салона и без их непосредственного участия.

Парашют коллективного спасения Г. Е. Котельникова. Рисунок изобретателя, 1923 год

Такую идею в 1927 году запатентовал русский изобретатель Глеб Котельников, создатель первого в мире ранцевого парашюта. «Способ коллективного спасания на самолете» основан на отделении всей пассажирской кабины и ее спуске на грузовом парашюте конструкции Котельникова, разработанном им в 1923 году: «В остов самолета вставляется кабина, в ней находятся пассажиры самолета. Когда надо спасаться, летчик поворотом рычага приводит в действие механизм, который подымает верхнюю часть фюзеляжа самолета, освобождая сложенный под ней парашют. На нем кабина и опускается к земле». Пилот же покидал бы самолет на собственном парашюте – в отличие от пассажиров, он умел бы им пользоваться.

Глеб Котельников со своим ранцевым парашютом, 1911 год

Патент Котельникова на практике так и не был реализован. Быстрое развитие авиации в 1930-е годы сделало аварийную посадку машины пилотом даже при отказе двигателя значительно более безопасной для пассажиров.

Проект В. Н. Татаренко

Военные разработки

В воздушно-десантных войсках СССР с середины 1970-х годов используются парашютно-реактивные системы типа ПРСМ-915 и 925 «Реактавр». Сброшенная с Ил-76 или Ан-12 боевая машина десанта (БМД) опускается на купольной системе, а в момент касания специальным щупом земли запускаются тормозные реактивные двигатели, которые гасят скорость спуска и обеспечивают сравнительно мягкое приземление. Проект «Авиаспас» № 061, предложенный в 2006 году российскими изобретателями, предполагает использовать ПРСМ для эвакуации пассажиров – с этой целью помещать внутрь фюзеляжа самолетов отсеки на 56 кресел, каждый из которых был бы оборудован парашютно-реактивной системой. При аварии они бы вытягивались парашютами через кормовую аппарель и опускались так же, как боевая машина десанта.

Однако самые распространенные сегодня лайнеры «Аэробус» и «Боинг» в хвостовой части не имеют загрузочного люка и аппарели, а создание нового типа самолета под такую систему едва ли оправданно. Значит, она годится только для «грузовиков» типа Ан-12, Ан-72, Ан-26 или для Ил-76. Но перевозки пассажиров этими типами воздушных судов вряд ли можно назвать массовыми. Кроме того, ПРСМ обеспечивает десантирование при скорости полета до 400 км/ч, а за выживаемость экипажа боевых машин при скорости в момент удара о землю до 8 м/с отвечают специальные амортизационные кресла «Казбек-Д», несколько напоминающие ложементы космонавтов. Оборудовать чем-то подобным пассажирские самолеты едва ли возможно, а следовательно, использовать военные системы в чистом виде не получится.

Патент Г. В. Бобылева устраняет один из недостатков «Авиаспаса»: в этом проекте предполагается отстреливать хвостовую секцию самолета, так что наличие грузовой рампы необязательно. Однако возможность вытягивания спасательных модулей из кувыркающегося без хвоста на скорости крейсерского полета фюзеляжа и состояние после таких эволюций пассажиров в них остаются под большим вопросом.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Венчурные тренды февраля: темные кухни и образование в долг Венчурные тренды февраля: темные кухни и образование в долг

Самые интересные стартапы февраля отражают новые тренды в венчурной индустрии

Forbes, март'19
«Покидая Неверленд»: почему об этом заговорили только сейчас «Покидая Неверленд»: почему об этом заговорили только сейчас

Документальный фильм о сексуальных преступлениях поп-короля Майкла Джексона

Cosmopolitan, март'19
Демократы снова в деле Демократы снова в деле

Против президента США Дональда Трампа возобновлены расследования

РБК, март'19
Когда появятся препараты от старения Когда появятся препараты от старения

Фармацевтические компании мечтают продавать препараты от старения

Forbes, март'19
«Любовь ее будет длиться вечно»: история эротоманки «Любовь ее будет длиться вечно»: история эротоманки

Безумная страсть и запретная любовь могут вызвать сильнейший душевный разлад

Psychologies, март'19
Лягушка в камуфляже: знакомьтесь с представителем нового вида Лягушка в камуфляже: знакомьтесь с представителем нового вида

Коричневая спинка, оранжевое брюшко и белые пятнышки

National Geographic, март'19
Глава Boeing написал письмо авиакомпаниям и пассажирам после скандала с 737 MAX Глава Boeing написал письмо авиакомпаниям и пассажирам после скандала с 737 MAX

Исполнительный директор Boeing Деннис Мюленберг написал письмо авиакомпаниям

Forbes, март'19
Заложник ковенант. Почему второй в России добытчик алмазов завис на балансе «Открытие холдинга» Заложник ковенант. Почему второй в России добытчик алмазов завис на балансе «Открытие холдинга»

Почему компании «АГД Даймондс» сложно обрести нового владельца

Forbes, март'19
Ford может закрыть заводы в России Ford может закрыть заводы в России

Автопроизводитель Ford думает о закрытии предприятий в Ленобласти и Татарстане

Forbes, март'19
«Смешалось все»: Рубен Варданян ответил на обвинения в адрес «Тройки Диалог» «Смешалось все»: Рубен Варданян ответил на обвинения в адрес «Тройки Диалог»

Предприниматель попросил не оценивать деятельность инвестбанка

Forbes, март'19
Свои и чужие: как сделать послов бренда из сотрудников компании Свои и чужие: как сделать послов бренда из сотрудников компании

Как мотивировать людей выполнять корпоративную миссию

Forbes, март'19
7 cтадий опьянения: что происходит с организмом во время пьянки 7 cтадий опьянения: что происходит с организмом во время пьянки

Чем лучше твоему мозгу, тем хуже всему остальному организму

Playboy, март'19
Эффект пружины: почему сейчас растут развивающиеся рынки Эффект пружины: почему сейчас растут развивающиеся рынки

Развивающиеся рынки демонстрируют лучшую динамику за последние семь лет

Forbes, март'19
Преодоление бедности. Когда доходы россиян вернутся на докризисный уровень Преодоление бедности. Когда доходы россиян вернутся на докризисный уровень

Россияне до сих пор не оправились от удара последнего кризиса

Forbes, март'19
Четыре способа стать терпеливее и терпимее Четыре способа стать терпеливее и терпимее

Как стать более терпеливым и научиться принимать самого себя

Psychologies, март'19
Красиво жить не запретишь Красиво жить не запретишь

Декоратор Майлз Редд отстаивает право своих заказчиков на жизнь в роскоши

AD, март'19
Подход к отходам Подход к отходам

Как оренбургский бизнес научился зарабатывать на раздельном сборе мусора

РБК, март'19
Сама себе режиссер Сама себе режиссер

В конце прошлого года Дарья Мельникова второй раз стала мамой

OK!, март'19
Багетная мастерская Багетная мастерская

Наследница модного Дома Fendi рассказала о том, как чуть не разлюбила моду

Vogue, март'19
Умоляю верить Умоляю верить

Наталия Архангельская провела нас по всем кругам ада анонимного мессенджера

Tatler, март'19
Рок и судьба Рок и судьба

Танцовщица и хореограф Мелани Хэмрик о своем давнем восхищении Мариинкой

Vogue, март'19
Марина Зудина: «С болью можно жить и улыбаться» Марина Зудина: «С болью можно жить и улыбаться»

Марина Зудина о новом этапе в карьере и отношениях с Владимиром Машковым

StarHit, март'19
Миллиарды на студенческие старты. Сколько бюджет и бизнес потратили на Универсиаду Миллиарды на студенческие старты. Сколько бюджет и бизнес потратили на Универсиаду

Forbes разбирается с материальным наследием большого турнира

Forbes, март'19
Дед «Джамбо-джет»: самый известный пассажирский самолет в мире Дед «Джамбо-джет»: самый известный пассажирский самолет в мире

Boeing 747 отметил в этом году полувековой юбилей

Популярная механика, март'19
Нежелательный пример? Почему Москва удивилась отставке Назарбаева Нежелательный пример? Почему Москва удивилась отставке Назарбаева

Какой пример подал соседям бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

Forbes, март'19
Тайное становится явным Тайное становится явным

Елка представляет свое альтер эго ЯАVЬ

Vogue, март'19
Ледилайк: 12 главных образов весны в самом женственном стиле Ледилайк: 12 главных образов весны в самом женственном стиле

В чем пойти на работу, собеседование, важную встречу?

Cosmopolitan, март'19
Сын Андрея Носкова: «После школы подрабатываю инструктором» Сын Андрея Носкова: «После школы подрабатываю инструктором»

Дети актера Андрея Носкова – об условиях, поставленных отцом

StarHit, март'19
Проблемы Tesla: на производстве Model 3 рекордный травматизм Проблемы Tesla: на производстве Model 3 рекордный травматизм

Tesla обогнала конкурентов по уровню травматизма

Forbes, март'19
Болезни от зависти: почему нас может подкосить чужой успех Болезни от зависти: почему нас может подкосить чужой успех

Как действует психосоматика и почему жить чужой жизнью вредно во всех отношениях

Лиза, март'19