Марта Савенко: Самурайский меч, или Как личный бренд снижает стоимость вашей компании до нуля
Нужен ли руководителю компании сильный персональный бренд? Примерно как шпага или виолончель: тому, кто умеет и будет его постоянно использовать, он необходим, остальные потерпят неудачу, даже если вложат в формирование своей популярности немалые средства
Неволшебная таблетка
Вокруг понятия личного бренда уже не первый год идет шумиха, или, как выражается продвинутое молодое поколение, хайп. Причина тому — блогеры, которым без авторитета и известности денег не заработать, и представители так называемого инфобизнеса, раскрутившие эту тему в СМИ и соцсетях с целью сколотить состояние на жажде личной славы. Поскольку блогеры, что называется, сами с усами и больших денег на их обучении не заработаешь, то в качестве целевой была выбрана самая платежеспособная аудитория — бизнес. Появился слоган: «Личный бренд может продавать!» — и конечно, многие бизнесмены обрадовались новому каналу продаж.
В последние месяцы еще более активно продвигается тема необходимости формирования сильного личного бренда для руководителя компании. Мол, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — это не круто, а круто — это социальная сеть Марка Цукерберга. Понятно, что это смешно, но подставьте другое, менее известное название и другую, не звездную фамилию — и получите тезисы, публикуемые на множащихся день ото дня лендингах, единственная цель которых — заманить на бесплатный вебинар, где участникам предлагается купить обучающий курс.
Сила этих тезисов — в полуправде. Ведь нельзя сказать, что раскрученный в соцсетях личный бренд топ-менеджера компании вреден или совсем бесполезен, как для него самого, так и для бизнеса. Но является ли он «волшебной таблеткой», в качестве которой нам его сегодня представляют? Нет и еще раз нет, и вот почему.
Только полудрагоценные камни
Во-первых, представим себе фантастическую ситуацию: все и каждый, у кого есть бизнес, прокачали свой личный бренд и приобрели некоторую известность. Где мы возьмем столько читателей и зрителей, которые будут регулярно читать и смотреть такое количество популярных персон? Ясно, что чем больше людей стремится к известности, тем меньшую известность приобретает каждый следующий из них. Исключением из этого правила становятся только те, кто от природы одарен выдающимся писательским либо ораторским талантом, но сочетание такого дара с качествами, необходимыми для руководства бизнесом, встречается реже, чем цветные алмазы.
Во-вторых, известность предполагает публичность, а на это согласны далеко не все. Если вы в блоге каждый день рассказываете о ваших продажах, о производстве, даже о новых разработках, то интересны вы будете в лучшем случае узкому кругу специалистов того же профиля и небольшому числу фанатичных приверженцев ваших товаров и услуг. И то в случае, если в вашем блоге будет достаточно провокационных иллюстраций и забавных кейсов: в соцсетях больше всего любят картинки (не зря же самая многочисленная армия заседает в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)) и посмеяться. В противном случае вас ждет стабильная аудитория из ваших друзей, знакомых и сослуживцев — да и то не всех.