Марк Оже: «Старости не существует»
Вопреки распространенному мнению, возраст не определяет нас. Мы можем меньше зависеть от чужого взгляда и радоваться времени, которое у нас есть. Антрополог Марк Оже делится своим взглядом на старение.
Почему вы начали думать про старость?
Марк Оже: Потому что я давно живу! Так что эта тема меня интересует. Старея, мы сталкиваемся с парадоксом — нам приходится признавать суровую реальность цифр, хотя мы при этом не чувствуем в себе изменений.
Я не думаю, что можно делать выводы об образе мыслей человека по его возрасту
Имеют значение и другие факторы — иногда человек немолод, но весел, а бывает и наоборот, молод, но совсем не весел. Так что нельзя отождествлять возраст с болезнями и немощью, хотя, конечно, старость всегда заканчивается плохо.
Все люди стареют и болеют по-разному, и дело не только в возрасте. Это не значит, что я отрицаю реальность возраста или не задаю вопрос о том, что он означает…
Можно ли не обращать внимания на свой возраст?
Сложно жить в обществе и полностью абстрагироваться от своего возраста. У возраста ведь есть социальное измерение: «совершеннолетие», «пенсия»… В какой-то момент эти ограничения нас настигают.
В этом отношении у людей умственного труда есть преимущество — они, в сущности, не выходят на пенсию. Они могут, поддерживая умственную активность, избежать слишком сурового давления прожитых лет.
Что касается людей творческих, прежде всего артистов, то, на мой взгляд, по-настоящему великие среди них те, чья игра следует за их возрастом, — например, Жанна Моро, Жан-Луи Трентиньян… Есть в этом что-то успокаивающее, некое постоянство и верность жизни — их никто не мог бы заменить.
Наш возраст прежде всего — в глазах смотрящего?
В чужом взгляде есть что-то, что отсылает нас к нашему возрасту, напоминает о нем. Когда я чувствую на себе такой взгляд, я должен его обдумать, я ему не верю.
Я не считаю, что возраст и время — вещи одного порядка
В сущности, возраст — это череда лет, необратимое продвижение вперед, в котором есть и социальное давление, а время — понятие более широкое. Это может быть и воображаемое будущее, и память о прошлом, и смесь того и другого. Время — это свобода, а возраст — наоборот, наши рамки, границы. На самом деле старости не существует.