«Магнит» договорился о покупке «Дикси»
О причинах сделки на 92,4 млрд рублей и её последствиях рассуждает глава Infoline Иван Федяков — например, он считает, что бренд «Дикси» исчезнет.
В рамках сделки второй по обороту российский ритейлер купит 2612 магазинов «Дикси» формата «у дома» и 39 «суперсторов» под брендом «Мегамарт», сообщили в компании. Договор с Mercury Retail Group Limited о покупке 100% акций DIXY Holding Limited одобрил совет директоров «Магнита».
Стороны должны согласовать сделку с ФАС. Они рассчитывают закрыть её 31 августа 2021 года при возможном продлении срока до 30 сентября «при определённых обстоятельствах».
Mercury Retail Group Limited — структура миллиардеров Игоря Кесаева и Сергея Кациева, им принадлежит 51% акций компании. Ещё 49% владеет основатель «Красного & Белого» Сергей Студенников. Mercury Retail Group Limited образовалась в 2019 году после объединения сетей «Дикси», «Красное & Белое» и «Бристоль».
Основные условия сделки
- Финальные параметры будут зависеть от «выполнения ряда условий, согласованных сторонами».
- Цена сделки основана на текущей стоимости бизнеса в 92,4 млрд рублей и подлежит «определенным корректировкам, зависящим, среди прочего, от изменений чистого долга и чистого оборотного капитала, рассчитанных на дату закрытия сделки».
- Оплатить покупку «Магнит» рассчитывает за счёт собственных денег и доступных неиспользованных кредитов.
- «Дикси» продолжит работать как отдельное юрлицо, а магазины — под существующим брендом. Сеть также сохранит команду.
- Помимо магазинов «Магнит» купит пять распределительных центров общей площадью 189 тысяч м², расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинской области.
Зачем «Магнит» покупает «Дикси»
Большинство магазинов «Дикси» находятся в Москве и области (1329 точек), а также Санкт-Петербурге и Ленобласти (458 точек), сообщили в «Магните». Общая площадь приобретаемых активов составляет 854 тысяч м², из которых 778 тысяч м² — магазины «у дома».
Магазины сопоставимы по размеру с существующими точками «Магнита» соответствующих форматов, отметил ритейлер. У него по итогам 2020 года было 21,56 тысяч магазинов.
Сейчас «Магнит» «относительно слабо» представлен в Москве и Петербурге: РБК уточняет, что после сделки доля ритейлера в Москве и Подмосковье в результате сделки может вырасти с 3,8% до 8,2%, а на Северо-Западе увеличится на 6 процентных пунктов и составит 19,6%.
После завершения сделки мы значительно укрепим наши позиции на рынке в обеих столицах, которые являются стратегически важными для дальнейшей экспансии «Магнита» в стране.
Высококачественные локации, хорошо известный бренд и сильная клиентская база в Москве и Санкт-Петербурге позволят «Магниту» стать одним из ведущих игроков в этих регионах. Более того, учитывая масштаб сделки, это может в целом существенно улучшить наши позиции в секторе.
Ян Дюннинг, президент и гендиректор «Магнита»
Сделка также сократит разрыв с основным конкурентом — X5 Retail Group (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»). На конец 2020 года группа занимала 12,8% российского рынка продуктового ритейла с выручкой 1,97 трлн рублей (+14,3% год к году).
Доля «Магнита» составляла 10,9%. Годовая выручка ритейлера составила 1,51 трлн рублей (+13,3%), чистая прибыль — 37,8 млрд рублей (+120,8%). Выручка «Дикси» по итогам 2020 года составила 281,4 млрд рублей, «Мегамарта» — 17,4 млрд рублей, уточнили в «Магните».
На фоне новости акции «Магнита» выросли на Мосбирже: к 14:00 они стоили 5330 рублей за штуку (+3,60%).
Почему продают «Дикси»
По словам источника РБК, знакомого с деталями сделки, причиной продажи актива могло быть желание партнёров Mercury Retail Group сфокусироваться на развитии сетей «Красное & Белое» и «Бристоль». Три сети договорились о слияниии в единый розничный бизнес в январе 2019 года — вместе они стали третьим по выручке ритейлером в России после X5 и «Магнита».