Благодаря невероятной музыкальной программе Павловский вокзал был местом силы

ArzamasИстория

Магия, балы и гудки паровозов: как Павловский вокзал изменил историю российской музыки

Автор Екатерина Ключникова (Лобанкова)

Вокзал в Павловске. Литография Карла Шульца по рисунку Иоганна Якоба Мейера. Конец 1840-х — начало 1850-х годов. Государственный Эрмитаж

Может ли провинциальный вокзал стать важным культурным центром, в который будут стремиться не только местные жители, но и вся столица? Да! В XIX веке благодаря невероятной музыкальной программе Павловский вокзал превратился в настоящее место силы, конкурирующее со столичной филармонией, и объект паломничества петербуржцев. Рассказываем, как так вышло.

Небольшой городок Павловск в 25 верстах* от Петербурга с XVIII века был излюбленной дачной местностью у состоятельных горожан. Здесь располагалась царская резиденция и был разбит красивейший парк, позже воспетый Жуковским. Неслучайно в 1838 году именно на этой территории был завершен коммерческий проект железной дороги, соединявшей Павловск со столицей, и вокзала, ставшего не просто конечной станцией, но центром культурной жизни России на протяжении следующих ста лет.

*Около 26,5 километра.

Первоначально вокзалами, или точнее «воксалами», называли увеселительные сады и парки с павильонами, где проводились маскарады, балы и концерты (от английского Vauxhall — названия сада Воксхолл-Гарденз, открывшегося в 1660 году в Кеннингтоне, неподалеку от Лондона). С конца XVIII века подобные общественные сады получали все большее распространение в Петербурге, а затем и по всей Российской империи (они открывались в Саратове, Астрахани, Казани, Харькове и т. д.). Однако именно Павловский вокзал стал одним из самых важных культурных центров не только в стране, но и за рубежом. По аналогии с этим знаменитым местом вокзалами стали называть главные станции на новых железных дорогах, строившихся по всей Российской империи.

Популярный писатель первой половины XIX века Нестор Кукольник с патриотическим восторгом сообщал 25 мая 1838 года, через несколько дней после открытия вокзала, в «Северной пчеле»: «На железный путь в Павловск я смотрю, как на первые деревянные буквы Гутенберга… Железные дороги решительно столь же полезны, как и книгопечатание. <…> Для меня железная дорога очарование, магическое наслаждение»*.

*Н. В. Кукольник. Открытое письмо Михаилу Глинке // Северная пчела. № 116. 26 мая 1838 года.

Еще большей магии добавляли музыкальные развлечения, о которых особенно заботилась администрация Царскосельской дороги. Они должны были способствовать привлечению пассажиров в новый для России вид транспорта. Не ограничиваясь традиционными балами и фейерверками, правление постоянно задумывалось о новых развлечениях, предназначенных для разнообразной публики. Часть музыкальной программы была бесплатной. А вот на бенефисы дирижеров, концерты «серьезной» музыки и выдающихся солистов, а также благотворительные вечера требовался билет.

Вокзал следовал традициям садово-паркового развлечения, важнейшей частью которого была музыка — оркестровая* и хоровая. Восторг вызывало и здание, где проходили концерты, а первое время и застолья: «Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге, с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных нумеров, весьма покойных и удобных. Стол в воксале очень хорош уже теперь. <…> Прислуга многочисленная и в отличном порядке. Великолепная зала, с большим искусством расположенная… украшенная множеством четырехгранных колонн, обширными хорами и весьма затейливым фонтаном, вся уставлена столами, и снабжена двумя роскошными буфетами»**.

*За громкость и масштаб в Павловске особенно любили военные оркестры, которые играли на открытом воздухе, на площадке перед вокзалом.
**Н. В. Кукольник. Открытое письмо Михаилу Глинке // Северная пчела. № 116. 26 мая 1838 года.

Вокзал Царскосельской железной дороги в Павловске. Чертеж И. Волгунова из «Альбома чертежей сооружений российских железных дорог». 1872 год. Wikimedia Commons
План летнего театра в Павловске. babs71.livejournal.com

Музыка звучала не только в зале, но и на улице. Чтобы создать акустический эффект, высаживались живые изгороди из крупных деревьев — ясеней, елей, серебристых тополей. Павловский вокзал называли русским Тиволи: великолепное оформление и садово-парковый дизайн не уступали в живописности этому итальянскому городу. С первых же дней открытия вокзал, который сегодня назвали бы кластером всевозможных развлечений, стал местом притяжения петербургской публики. «Вот, любезный друг, чем теперь занят весь Петербург», — подводил итог Кукольник в конце все того же письма. Фактически это была первая открытая для публики концертная площадка, где звучала оркестровая музыка, собиравшая большое количество меломанов, особенно летом. Сезон длился с мая по октябрь. В летний период, когда из-за Петровского поста были запрещены театральные постановки, сюда в поисках развлечений стекались многочисленные слушатели самых разных сословий. Благодаря постоянной музыкальной программе, балам и появившимся позже тематическим концертам вокзал стал важным звеном в формировании культурной жизни в России XIX века, альтернативой практике салонного приватного аристократического музицирования. По сути, это была летняя филармония, конкурирующая с Филармоническим обществом Петербурга.

К 1880-м годам при вокзале появился отдельный зал для выступлений и собственный оркестр, в составе которого бывало до 80 музыкантов. В 1912-м (год 75-летия вокзала) критик Финдейзен указывал, что здесь было дано 10 500 концертов, в том числе около 600 симфонических*. Популярность этого музыкального центра сохранялась и в первой половине XX века, его в шутку называли, как вспоминала царскосельская жительница Анна Ахматова, «соленый мужик» от французского salon de musique**.

*Н. Ф. Финдейзен. Павловский музыкальный вокзал. СПб., 1912.
**А. А. Ахматова. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1986.

Интерьер музыкального зала на Павловском вокзале. Фотография из книги «Павловск. Альбом фототипных видов». 1896 год. Российская государственная библиотека

Правление вокзала старалось приглашать наиболее популярных исполнителей. Первым здесь выступал хор московских цыган и цыганок под управлением Ильи Соколова, снискавшего титул «бесподобного хоревода Ильи». Однако вскоре возобладала другая стратегия — «развлекать, просвещая», в том числе за счет приглашения европейских мэтров. В январе 1839 года из прусского Бреслау приехал со своим оркестром известный капельмейстер Йозеф Герман, считавшийся учеником Штрауса-отца. Он выступал в Павловске с перерывами вплоть до 1845 года. Петербуржцы удивлялись невероятному бальному репертуару дирижера. «Играя даже каждый вечер, не повторит одной и той же пьесы», — писала пресса*.

*Цит. по: М. С. Пекелис. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. В 3 т. Т. 1. М., 1966.

В 1856 году в Павловск был приглашен Иоганн Штраус — сын (а также его братья), который оставался дирижером десять сезонов, а в 1869 и 1872 годах приезжал в качестве гастролера. Как и Герман, Штраус разделял музыку для танцев и музыку для слушания. По четвергам звучали произведения Бетховена, Моцарта, Россини, Вагнера, Верди и других композиторов. К концу XIX века «серьезная» линия в программной политике вокзала стала преобладать над развлекательной. Приезжие капельмейстеры устраивали и концерты русской музыки, исполняя произведения Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Антона Рубинштейна, Петра Чайковского и так далее.

Музыкальная эстрада на Павловском вокзале. Фотография из книги «Павловск. Альбом фототипных видов». 1896 год. Российская государственная библиотека

В 1878 году при Павловском вокзале был отстроен театр по проекту архитектора Николая Бенуа. Летом здесь проводилось до тридцати драматических, оперных и балетных спектаклей. На его сцене выступала знаменитая балерина Анна Павлова.

На концертах дирижера и скрипача Николая Галкина, возглавлявшего оркестр вокзала с 1892 по 1903 год, выступали солисты — звезды петербургской сцены: певцы Иван Ершов и Федор Шаляпин, виолончелист Александр Вержбилович и многие другие. В практике дирижера Александра Асланова, руководившего концертами в 1910–1916 годах, наметилась еще одна стратегия: Павловск стал площадкой для премьер только что сочиненных произведений и открытия новых музыкантов. В августе 1912-го здесь выступил юный Сергей Прокофьев, исполнив с Аслановым свой задористый Первый концерт для фортепиано с оркестром, а 23 августа 1913-го впервые — Второй концерт.

Пожалуй, не было ни одного значительного русского музыканта, который бы не имел отношение к этому «волшебному храму, развертывающемуся внезапно в густой роще»*. Рассказываем о роли Павловского вокзала в культурной и общественной жизни России второй половины XIX века через комментарии к цитатам из писем, статей, романов и других текстов той эпохи.

*Павловский вокзал // Северная пчела. № 97. 2 мая 1840 года.

Заезжие музыканты: кто придумывал программу

«На хорах музыка, внизу песни Тирольцев. Что, если бы московские цыгане полюбопытствовали прокатиться по железной дороге и испытать счастье в нашей столице и в этом воксале? Что, если бы на хоры возместился Штраус с своим магическим оркестром? Что бы тогда был наш вокзал? Но уже и теперь его оглашают приятные звуки заезжих музыкантов и полковой музыки, которая вчера с двух часов прекрасно исполняла разные пиесы, между прочим, некоторые из твоей оперы…»

Нестор Кукольник. Открытое письмо Михаилу Глинке. «Северная пчела». 25 мая 1838 года

Концерт на Павловском вокзале по случаю 25-летия Царскосельской железной дороги. Гуашь Адольфа Шарлеманя. 1862 год © Частное собрание / Diomedia

Мы уже неоднократно цитировали открытое письмо* композитору Михаилу Глинке драматурга и писателя Нестора Кукольника, которое он опубликовал на страницах одной из самых читаемых газет — «Северная пчела». Эта ода необыкновенному аттракциону — железной дороге и Павловскому «воксалу» — заняла почти целый газетный лист. Выбор адресата, конечно, не был случайным. После премьеры в 1836 году оперы «Жизнь за царя» Глинка получил статус первого национального композитора Российской империи, что подтверждалось и дорогими подарками со стороны императорской семьи**. Обращение к именитому композитору, находившемуся на пике популярности, усиливало доверие к теме этого рекламного текста***.

*Жанр открытого письма был довольно распространен в журналистике того времени.
**Подробнее об этом см.: Е. В. Лобанкова. Глинка. Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни. М., 2019.
***По иронии судьбы самому Глинке были не чужды рассуждения о дорожной модернизации: в юности около четырех лет он служил в канцелярии Совета путей сообщения. И пусть он занимал одну из низших должностей (секретарскую), Глинка вполне хорошо знал основные проблемы этой отрасли.

Афиша концерта на Павловском вокзале из сочинений Михаила Глинки. 1862 годa. nashina.com

Мечты Кукольника о тирольцах, цыганах и даже Штраусе в скором времени были воплощены в жизнь. В сезоне 1838–1839 годов выступали цыгане, звучало тирольское пение, а в 1856-м приехал и сам Штраус-сын. Считается, что Кукольник имел отношение к культурной политике администрации Царскосельской железной дороги, стремившейся сделать проект прибыльным за счет модных музыкантов.

Развлечения вокзала интересовали как самого Кукольника, так и его «братию» — так называлась компания молодых творцов, к которой примкнул и Глинка. Ему особенно нравился вальс «Souvenir du Palais d’Anitchkoff»* Йозефа Лабицкого, дирижера и композитора, прибывшего в Петербург из Карлсбада в 1838 году. Уважал он искусство и следующего приглашенного дирижера Йозефа Германа** — и не только потому, что равных ему в исполнении вальсов в России не знали: Герман старался включать в свои программы сочинения русских композиторов и особенно благоволил к самому Михаилу Ивановичу. Так, летом 1839 года здесь звучал глинковский Вальс Fantaisie*** в оркестровке дирижера. Первоначально авторская версия предназначалась для фортепиано, ведь Глинка исполнял ее в салоне Смольного института благородных девиц для возлюбленной Екатерины Керн. Вскоре с легкой руки Германа вальс был издан под длинным названием, конечно же, на французском: «Valse-fantaisie exécutée par l’orchestre de M. Hermann. Composée par M. Glinka et dédiée à son parent et ami Dimitri de Stounéeff»****. В Петербурге же он стал известен как Павловский вальс.

*«Воспоминание об Аничковом дворце» (фр.).
**Как указывал музыкальный критик и историк музыки Николай Финдейзен, Герман был приглашен одновременно с Лабицким как дирижер для летнего сезона. Он стал первым постоянным капельмейстером. См.: Н. Ф. Финдейзен. Павловский музыкальный вокзал. Исторический очерк (к 75-му музыкальному сезону). 1838–1912 гг. СПб., 1912.
***Именно так называет Глинка это сочинение в своих «Записках». См.: М. И. Глинка. Записки. М., 1988.
****«Вальс-фантазия, исполняющийся оркестром г. Германа. Сочинен М. Глинкой и посвящен его родственнику и другу Дмитрию Стунееву» (фр.).

Видимо, Глинка общался с Германом лично, тот услышал фортепианную версию его вокального болеро «О дева чудная моя» и сделал его переложение для репертуара своего оркестра. Как вспоминал Глинка, «обе эти пьесы были чрезвычайно любимы публикой»*, а Кукольник писал, что «площадка Павловского воксала неоднократно оглашалась требованиями Болеро»**.

*М. И. Глинка. Записки. М., 1988.
**Там же.

В дальнейшем все приглашенные иностранные дирижеры также продолжали традицию исполнения, как указывал критик, «произведений туземных композиторов»*. Зато в 1862 году именно на Павловском вокзале впервые прозвучали отрывки из оперы «Юдифь» Александра Серова под управлением Иоганна Штрауса, а спустя год — уже, по-видимому, не без влияния успеха в Павловске — она была полностью исполнена в Петербурге. В 1864 году, когда Глинки уже не было в живых, Штраус посвятил целый концерт его произведениям, а в свой бенефис сыграл отрывки и финал из «Жизни за царя» сборным оркестром из 300 человек.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дрожжи революции. Как «сухой» закон погубил Российскую империю Дрожжи революции. Как «сухой» закон погубил Российскую империю

Как царское правительство боролось с пьянством и при чем тут революция

СНОБ
Людей обвинили в смерти десятка косаток Людей обвинили в смерти десятка косаток

Зачастую в смерти морских животных виноваты именно люди

National Geographic
Как это по-английски! Как это по-английски!

Бренду Paul Smith исполнилось 50 лет. Пол Смит – об индустрии марки

Grazia
56 м² 56 м²

Дизайнеры создали атмосферу дачи в своей московской квартире

AD
Поколение Z на работе Поколение Z на работе

Как понять поколение Z и найти с ним общий язык

kiozk originals
Ночная жизнь Ночная жизнь

Синиша Лазаревич участвовал в знаковых для Москвы клубных проектах нулевых

Esquire
Герпетологи описали новый род и вид миниатюрных роющих змей с Филиппин Герпетологи описали новый род и вид миниатюрных роющих змей с Филиппин

Герпетологи открыли новый вид очень мелких роющих змей

N+1
Александр Дуэль: Идеальная бизнес-стратегия — 2020. Пять правил успешной цифровой трансформации Александр Дуэль: Идеальная бизнес-стратегия — 2020. Пять правил успешной цифровой трансформации

Цифровая трансформация — глобальное изменение и потрясение основ

СНОБ
Великая Лондонская вонь: позорные страницы из истории Великобритании Великая Лондонская вонь: позорные страницы из истории Великобритании

Исторический анекдот о величайшей Вони в истории человечества

Maxim
Ленивые тренировки Ленивые тренировки

Минусы и плюсы EMS-тренировок

Здоровье
Древние люди могли впадать в спячку, чтобы пережить холодные зимы Древние люди могли впадать в спячку, чтобы пережить холодные зимы

Как древние люди переживали холодные зимы?

National Geographic
10 фобий, которые могут испортить ваш отпуск 10 фобий, которые могут испортить ваш отпуск

Мы изучили 10 главных страхов путешественника

Psychologies
Новые модные иконы из сериалов — на чей стиль мы равнялись в 2020 году Новые модные иконы из сериалов — на чей стиль мы равнялись в 2020 году

Стильные иконы из сериалов, которые мы смотрели в 2020 году

Cosmopolitan
iПрезентация iПрезентация

Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса

kiozk originals
Помпеи: 8 вещей, которые мы узнали благодаря раскопкам Помпеи: 8 вещей, которые мы узнали благодаря раскопкам

Археолог рассказывает о самых удивительных фактах из истории Помпей

Arzamas
Прямая речь прямого действия Прямая речь прямого действия

Заметки на полях стенограммы заседания президентского Совета по правам человека

Огонёк
Пряное золото: как подделывают специи на Рождество и Новый Год Пряное золото: как подделывают специи на Рождество и Новый Год

Вы уверены, что мята, корица и шалфей в вашем супермаркете настоящие?

Популярная механика
13 животных-гибридов, о существовании которых ты не подозревал 13 животных-гибридов, о существовании которых ты не подозревал

Ты точно никогда не слышал о пумапарде и леопоне

Maxim
7 особенностей, которые могут многое о нас рассказать 7 особенностей, которые могут многое о нас рассказать

Кто вы такой? Можете ли вы честно и без запинки ответить на этот вопрос?

Psychologies
Яхты и жених старше отца: как живет племянница принцессы Дианы Китти Спенсер? Яхты и жених старше отца: как живет племянница принцессы Дианы Китти Спенсер?

Как живет племянница принцессы Дианы и двоюродная сестра принца Гарри

Cosmopolitan
MAXIM рецензирует русский сиквел «Неадекватные люди 2» MAXIM рецензирует русский сиквел «Неадекватные люди 2»

Долгожданный фильм о сложной судьбе людей со сложными щами

Maxim
Забытый автор памятника Екатерине II в Моршанске Забытый автор памятника Екатерине II в Моршанске

Кто же таинственный создатель моршанского бюста Екатерины II?

Наука и жизнь
Опасная шестерка: самые частые болезни у мужчин и женщин Опасная шестерка: самые частые болезни у мужчин и женщин

Топ-3 самых частых болезней у мужчин и женщин

Cosmopolitan
Типовое и облачное Типовое и облачное

Как Министерство цифрового развития связано с охраной памятников

Огонёк
На Гавайях открыли новый вид растений. Настолько редкий, что пока найден лишь один экземпляр На Гавайях открыли новый вид растений. Настолько редкий, что пока найден лишь один экземпляр

Ботаники обнаружили цветущее растение, которое существует в одном экземпляре

National Geographic
«Здесь нет шансов что-то доказать». ДТП, которое может произойти с каждым «Здесь нет шансов что-то доказать». ДТП, которое может произойти с каждым

Разбираем в последствиях ДТП: кто виноват и что делать

РБК
Юрий Дудь стал героем года по версии читателей Forbes Lifе Юрий Дудь стал героем года по версии читателей Forbes Lifе

Юрий Дудь стал главным героем культурной жизни России в 2020 году

Forbes
Как слушать и слышать того, с кем вы не согласны Как слушать и слышать того, с кем вы не согласны

Как попробовать разобраться в чужой позиции?

Psychologies
Две войны — две эвакуации Две войны — две эвакуации

История эвакуации собраний Эрмитажа в июле 1941 года

Дилетант
«Гибель государства возможна, но тогда нас ждет мир частных поселков с высоким забором, а за ним — бесконечные трущобы» «Гибель государства возможна, но тогда нас ждет мир частных поселков с высоким забором, а за ним — бесконечные трущобы»

Интервью с историческим социологом Георгием Дерлугьяном

Эксперт
Открыть в приложении