Не в службу, а в дружбу
Коллеги целыми днями чаи гоняют, на сайтах вещи выбирают, по своим делам бегают да еще и просят, чтобы ты их прикрыла «если что». И вот ты за них работаешь, начальству не сдаешь, но уже сил нет терпеть такую несправедливость!
Слаженный, дружный коллектив – бонус к любимой работе и хорошей зарплате. Но довольно часто приятельские отношения с коллегами не только мешают выполнять свои служебные обязанности, но и даже заставляют идти на нарушения...
1«Прикрой нас, пожалуйста…»
Некоторые люди трудятся по принципу «Где бы работать, лишь бы не работать». Постоянные перерывы на чай, отлучки в магазины и даже в салоны красоты вынуждают тебя отдуваться за нерадивых коллег. При этом они с чисто детской непосредственностью просят их прикрыть, а затем радуются, если отсутствие осталось незамеченным. Тебе сложно разделить их ликование – наоборот, хочется рассказать руководству о том, кто выполняется работу за этих «гуляк». Но останавливает нежелание портить отношения с коллективом. Порой ситуация кажется просто безвыходной: чем больше ты дружишь с сослуживцами, тем удобнее они устраиваются на твоей шее. К сожалению, люди поступают с нами так, как мы сами позволяем им вести себя. Чтобы не кусать локти, откажись от игры в одни ворота и перейди к отношениям «ты – мне, я – тебе».
Пользуйся тем, что коллеги обязаны тебе, и чаще проси их об ответных услугах. Подумай, чем они могут тебе помочь. Например, тот, кто отправляется по магазинам, может завезти документы клиенту. К тому же, у тебя тоже бывают личные дела и проблемы, которые вынуждают срочно искать подмену на работе.
Не стоит поддерживать иллюзию того, что никто не замечает отсутствие коллег на рабочем месте. Каждый раз, когда они возвращаются из «загула», упоминай, что о них спрашивали, или жалуйся на объем свалившейся работы. В общем, взращивай в коллегах чувство вины.
Если большинство сотрудников работают, не особо напрягаясь, может, тебе стоит поучиться у них? Многие срочные поручения при ближайшем рассмотрении оказываются не такими уж срочными, а некоторые теряют актуальность еще до начала исполнения.
2«Поговори с шефом, он тебя любит»
Обращаться с просьбами к руководству – неприятное дело с непредсказуемым результатом. Куда проще поручить это тебе, раз уж босс тебе благоволит. Так можно и о повышении зарплаты похлопотать, и об отпуске. Находчивые коллеги даже не задумываются, что тебе тоже непросто даются такие разговоры. Им кажется, что тебе просто повезло быть фавориткой у шефа, не понимая, что для завоевания доверия и авторитета требуются месяцы, а то и годы безупречной работы. Чтобы укоротить очередь просителей, напомни им сказку о рыбаке и рыбке и то, чем она закончилась.
Говори коллегам, что они преувеличивают твое влияние на руководство. Ты не можешь себе позволить открывать ногой дверь кабинета, поэтому нужно дождаться подходящего момента для разговора.
Дай им не рыбу, а удочку. Вместо того, чтобы просить за кого-то, поделись рецептом хороших отношений с начальством: например, посоветуй заранее записаться на прием, а до этого выполнить какое-то поручение, за которое можно отчитаться, и заодно попросить об отпуске.
Если просьбы коллег становятся все более частыми и навязчивыми, сошлись на тяжелый характер шефа (не зря же они сами боятся с ним разговаривать!) и на его недовольство подобными обращениями. Не бойся сгустить краски!
3«Устрой меня к вам в компанию»
Человек, работающий в организации с солидной репутацией, нередко слышит такие просьбы от знакомых. Однако далеко не все наши друзья-приятели являются хорошими специалистами. Или же человек обладает какими-то чертами характера (например, чрезмерно болтлив или непунктуален), с которыми можно мириться, если общаться с ним время от времени, а вот при ежедневных контактах и решении деловых вопросов это начинает сильно раздражать. И вот как его рекомендовать? В таких случаях стоит подумать не только о том, что будет, если составить ему протекцию, но и о последствиях отказа. Скажем, если подруга остро нуждается в деньгах, этот факт может перевесить все разумные доводы «против»: когда близкому человеку плохо, сложно оставаться холодной и расчетливой. В конце концов, наверняка в твоей компании есть немало посредственных сотрудников, и, если одним станет больше, ничего страшного не произойдет.
Но не стесняйся делиться с просителем своими сомнениями по поводу уровня его квалификации или соответствия каким-то требованиям, сославшись на строгие нормы компании. Приведи подруге конкретные примеры ситуаций, в которых она может оказаться не на высоте. Твоя задача – не отговорить ее от трудоустройства в вашу компанию, а помочь оценить себя глазами работодателя.
Возьми на себя роль посредника, но не уговаривай руководителя брать твою подругу на работу. Пусть он сам решает, подходит она или нет. И если что – отказ будет исходить от него, а не от тебя.
Не забывай, что в критических ситуациях люди могут резко менять привычное поведение. Возможно, из-за серьезных финансовых проблем подруга будет держаться за работу и пахать за троих.
Пытаясь помочь друзьям, по возможности выбирай вакансии, которые требуют срочного выхода на работу. Тогда готовность кандидата сразу приступить к делу может перевесить его недостатки.
Некоторые «дружат» на работе лишь с теми, с кем выгодно, и всегда держат нос по ветру
Друг ли?.. «Сделай вид, что ничего не заметила»
Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. все это понимают, однако многие сотрудники желают, чтобы их промахи оставались незамеченными.
Если ошибки коллеги достаточно серьезны и при этом он не стремится их исправлять, лишь просит тебя молчать, то фактически делает тебя соучастником. Возникает вопрос: действительно ли ваши отношения можно считать дружескими? Ведь таким образом человек подставляет тебя и заставляет пойти на нарушение служебного долга. Именно в такие моменты приходится расставлять приоритеты и задумываться о значимости отношений с тем или иным человеком.
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ПОМОЧЬ, предложи коллеге вместе придумать, как можно исправить ситуацию, пока его ошибка не стала очевидной для всех. Или постарайтесь как-то подстраховаться на тот случай, когда проблема будет обнаружена.
ЕСЛИ ОШИБКА СЕРЬЕЗНАЯ и может отразиться на прибыли/репутации компании или того хуже – на здоровье людей (что может случиться в строительной компании или медучреждении), уговори коллегу признаться во всем. Если он ни в какую не соглашается, скажи, что тогда тебе придется сделать это самой.
ПОДУМАЙ, ЧЕМ МОЖЕТ ЗАКОНЧИТЬСЯ для тебя твое молчание. Если речь идет о репутации или потере рабочего места, ставки слишком высоки – можешь прямо сказать коллеге, что ты не готова так рисковать. Если же нарушены пустые формальности, закрой на это глаза, предоставив начальнику самому «вылавливать блох».
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru. Текст: Мария Баулина.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl