Хватит мной управлять!
Устроиться на работу, наладить отношения с коллегами и начальством и не позволить манипуляторам портить тебе жизнь и карьеру – во всем этом поможет эмоциональный интеллект. Как его развить?
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это понимание своих и чужих эмоций и умение ими управлять: направлять в рабочее русло, избегая срывов, извлекать энергию для активной деятельности и задавать настрой, соответствующий обстоятельствам. Знать свои эмоции – значит, лучше осознавать себя и свои настоящие потребности. Ведь эмоциональные реакции как лакмусовая бумажка: позволяют увидеть, соответствуют ли твои действия тому, что для тебя (а не для социума) важно.
Отбор кадров
ЭИ помогает получить хорошее место.
5 лет назад только зарубежные корпорации оценивали уровень ЭИ при приеме на работу. А сейчас и российские работодатели (к примеру, Mail.ru и «Сбербанк») стали проводить такие тесты. Зачем? Развитый эмоциональный интеллект сотрудника позволяет руководству:
- Тратить меньше времени и сил на мотивацию и повышение продуктивности. «Эмоциональные интеллектуалы» осознают себя и свои профессиональные цели и не нуждаются в подстегивании.
- Снизить конфликтность в коллективе. Люди, обладающие высоким уровнем ЭИ, лучше понимают друг друга, быстрее приходят к взаимопониманию, объединяются ради общей цели.
- Быстрее выстроить сплоченную команду, нацеленную на результат. Таким образом, обладая высокими показателями ЭИ, ты имеешь преимущество на рынке труда и открываешь дополнительные возможности для карьерного взлета. А еще осознаешь свои сильные и слабые стороны, жизненные приоритеты и ценности, поэтому эффективно расходуешь энергию и уже обладаешь нужной мотивацией. К тому же тебе проще избежать так называемой эмоциональной манипуляции, которой часто пользуются не слишком добросовестные коллеги в попытке пробиться наверх за чужой счет.
Эмоциональные ловушки
Они мешают двигаться по карьерной лестнице.
- Немецкий ученый и публицист Вильгельм Швебель как-то сказал: «Эмоции обычно через какое-то время проходят. Но то, что они сделали, остается». Именно этим и пользуются манипуляторы: вызывают в тебе эмоции, которые толкают на глупости или кажущиеся логичными, но невыгодные для тебя действия. В той или иной степени это испытал на себе каждый.
- К примеру, тебе сделали комплимент, зная, что ты проникнешься гордостью и благодарностью. И тут же попросили об услуге. Тебе сложно отказать, ведь тебя поставили на пьедестал, которому нужно соответствовать. Или, зная твою вспыльчивость, вывели из себя на глазах у клиентов, коллег, начальства, чтобы подорвать доверие к тебе. Одна моя клиентка лишилась крупной, с большим количеством нулей, выплаты за проект: выведенная из себя заказчиками, она вышла из кабинета переговоров, хлопнув дверью. А ведь проект уже был завершен и находился на этапе утверждения!
- Эмоции – это инструмент профессионального роста или деградации, рычаг давления или твоя «ахиллесова пята». Все зависит от того, насколько хорошо ты ими владеешь.
Привычные действия
Важны для того, чтобы эмоции перестали тебе мешать.
- Учись различать эмоции. Отвращение и брезгливость похожи, но отличаются силой выраженности. А восхищение и интерес – разные по своей природе реакции. Чем лучше ты понимаешь такие тонкости, тем глубже узнаешь себя. А осознанность – основа уверенной успешной личности, не поддающейся влиянию извне. Для тех, кто только начинает осваивать этот навык, я разработала азбуку эмоций. Ее можно скачать бесплатно на моем сайте.
- Веди дневник эмоций. Каждые три часа (за исключением отдыха и сна) записывай, что ты чувствуешь, в каких обстоятельствах и в ответ на что возникла эмоция.
- Делай паузу, прежде чем выразить негативную эмоцию. Сосчитай до 10, назови свою реакцию и спроси себя, осознаешь ли ты последствия, которые она за собой повлечет, и готова ли к ним.
- Не подавляй негативные эмоции. Направляй их энергию в полезное русло. Злишься, обиделась или возмущена? Займись физической работой, спортом или другой двигательной активностью. Нагружай себя в меру, не переусердствуй: чрезмерные нагрузки тебя просто обессилят.
- Пользуйся «стоп-краном». Чтобы не «зависать» в ненужном эмоциональном состоянии, мысленно говори себе «стоп» (или другое слово, которое тебе нравится). При всей своей простоте этот метод работает. Главное – не «отключаться» совсем (иначе эмоция снова тобой овладеет), а использовать паузу для осознания и переключения, которые перечислены в предыдущих пунктах.
- Практикуйся в понимании чужих эмоций. Наблюдай, находи закономерности: на что человек реагирует остро, что вызывает страх, обиду, эйфорию, благодарность… И сможешь вызывать у него нужные реакции и узнать, кто и в каких обстоятельствах склонен играть чувствами и использовать рычаги давления.
Лучшее лечение – профилактика
Важно работать с эмоциями, чтобы не становиться их заложником ни на работе, ни в личной жизни. Чтобы раскрыть весь потенциал эмоций и самостоятельно научиться ими управлять для достижения успеха в самых разных областях, включая профессиональную, требуется много времени. Не стоит рассчитывать на быстрый результат, но надо планомерно двигаться к нему, чтобы достичь успеха.
Топ-5 эмоций
Именно на них играют сослуживцы. Как дать отпор манипуляторам?
1. Паника.
Тебя заставляют принимать решение в кратчайшие сроки и тем самым дезориентируют. В условиях нехватки информации ты вынуждена полагаться на непроверенные сведения, принимать чужую позицию. Тебя подводят к решению, которое нужно не тебе, а кому-то другому.
Как противостоять. Понаблюдай за собой и отмечай слова-«маячки», вызывающие панику: «срочно», «быстрее», «горит». Зная эти раздражители, ты сможешь заранее продумать план действий и способы, как меньше с ними сталкиваться. Называй эмоцию, когда ее испытываешь, и делай паузу перед принятием решения: это позволит абстрагироваться от эмоции и более четко оценить обстановку.
2. Агрессия.
Разными способами тебя пытаются «вывести на негатив», чтобы сделать крайней.
Как противостоять. В моменты ярости ненадолго погрузись в себя. Обозначь, что чувствуешь и какова причина (даже если она очевидна). Любая эмоция скоротечна, значит, и эта быстро пройдет. Сделай несколько вдохов и выдохов и по возможности устрани источник негативной эмоции: если это беседа, заверши ее. Займись физической активностью – дай выход ярости. Если нет возможности – к примеру, ты на совещании, переключись на то, что может принести положительный результат: обсуждение вариантов, других задач.
3. Вина или стыд.
Тебе демонстрируют, насколько ты ничтожна и скольким обязана другим (коллективу, компании). Так тебя вынуждают смириться с неудобствами или откровенной наглостью: требованием выполнить чужие обязанности, внеурочную работу.
Как противостоять. Записывай свои достижения, даже самые скромные. Хвали себя за маленькие победы. Когда твоим чувством стыда пытаются манипулировать, вспоминай о том, что хорошего сделала. Это повысит уверенность и поможет противостоять давлению.
4. Гордость.
Тактика манипулятора в этом случае чем-то похожа на предыдущую. Но тут на первый план выходят твои достоинства, а не недостатки. «Только ты как ответственный, умный, серьезный человек способна выполнить эту задачу».
Как противостоять. Научись гордиться собой, не стыдясь этого. Принимай похвалы, но держи в голове, что они могут быть «прелюдией» к какой-то просьбе, которую затем тебе озвучат. Игнорируй первую часть, когда нужно принять решение, даже если веришь в искренность собеседника.
5. Интерес, азарт.
Чтобы ты качественно выполняла свою работу, требуется мотивация. Но внешняя мотивация – это всегда манипуляция, ведь результат нужен не тебе, а другому.
Как противостоять. Определи для себя цели и приоритеты. Очерти границы, за которые не готова выходить. Позволяй собой «манипулировать» до той степени, пока это не требует от тебя забыть о значимых потребностях.
Эвелина Леви, коуч, специалист по коммуникации, спикер МГИМО, evelinalevi.com
Фото: baranq /stock.adobe.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl