Героини нашего времени
Новый юбилейный номер «Лизы» – и новые истории выдающихся женщин, которые смело меняют не только свою жизнь, но и мир вокруг себя. Встречайте!
Мария Тарасова, Москва
Основательница клуба живых коммуникаций KAKDELA, автор блога @mariakakdela (1 млн подписчиков)
Маша окончила журфак МГУ, работала на ТВ в развлекательных и деловых программах. Карьера стремительно шла в гору, но, как это часто случается, пришлось выбирать между работой и семьей. Муж Маши часто бывает в разъездах, и она поняла: быть рядом с любимым для нее важнее, при этом совмещать постоянные поездки и работу никак не получится. И тогда она придумала собственный проект...
«А что если создать сообщество для девушек, где можно было бы обмениваться идеями, находить единомышленниц, задавать вопросы, узнавать что-то новое и полезное?» – подумала Маша и взяла иниативу в свои руки. Так появился клуб живых коммуникаций KAKDELA.
«Наш клуб – такое место, в котором простой вопрос «как дела?» становится началом большого будущего, – рассказывает она. – Благодаря клубу множество девушек нашли опору, подруг, коллег. Для меня самой удивительно, как нам удалось сформировать такую классную компанию добрых и идейных девушек. Сейчас жизнь сообщества кипит: девочки вместе учат языки, читают книги, готовятся к экзаменам по ПДД, готовят, обсуждают горячие вопросы и любые другие темы. Встречи проходят регулярно, у каждой своя тема – от проведения свадьбы до вопросов трудоустройства. Всю пандемию мы пережили вместе, онлайн»
Машу с ее идеей объединить тех, кому нужно дружеское общение, очень поддержали близкие – муж и сестра. И тема действительно «взлетела»: на первую встречу клуба пришло около сорока девушек, а на четвертую – уже порядка трехсот. Глобальная миссия клуба, как говорит сама Маша, – внести вклад в развитие счастливого поколения женщин.
Спустя всего год работы созданный Машей клуб получил премию «Социально значимый проект» от женского форума WHM, а значит, и работы, и ответственности стало еще больше.
В ближайших планах у Марии – разработка клубной программы членства и запуск тематических лагерей, причем как в регионах, так и в других странах. «Я видела, сколько людей голосовали за то, чтобы именно мы получили премию, и моя задача – продолжить дело, зная, какое количество девушек в самых разных городах этого ждут, – говорит она. – Но главное даже не это: я знаю нескольких участниц нашего клуба, которые еще год назад не могли и слова сказать, были страшно скованными, неуверенными в себе и очень-очень печальными. Погружение в сообщество дало им чувство безопасности, уверенности в себе. Сейчас они – самые настоящие героини, которые преодолели свои проблемы, житейские трудности, комплексы, расцвели на глазах и теперь помогают уже другим становиться счастливее».
Анна Мельникова, Бузулук
Активистка, «продвигающая» свой маленький город
Аня по образованию техник-архитектор, работает дизайнером и уже много лет живет в Бузулуке – маленьком городке в Оренбургской области.
В Бузулуке прекрасная природа, много старинных домов, но до недавнего времени не все местные жители спешили увидеть эту красоту.
«Когда я только переехала сюда из Владивостока, Бузулук был очаровательным и подомашнему уютным, – рассказывает Аня. – Но тут есть нефть, и когда стали появляться деньги, весь город подвергся тотальному евроремонту – начали снимать с домов деревянный декор, зашивать все сайдингом. Ситуация стала совсем катастрофичной, я как человек, любящий архитектуру, смотреть на это не смогла и решила самостоятельно организовать в нашем городе «Том Сойер Фест» – волонтерскую акцию по восстановлению старых домов. Думала, что все буду делать одна, но подтянулись и жители, и администрация».
«В начале хотелось просто плакать, сидя на строительных лесах, но внезапно стала приходить помощь»
По словам Ани, к инициативе начали подключаться неравнодушые люди из других городов, или просто подходили прохожие, приносили инструменты, угощали кофе. И в городе понемногу начались изменения – горожане стали сами красить и приводить свои дома в порядок, организовывать стихийные субботники. «Я понимала, что это переломный момент, останавливаться нельзя, – вспоминает Аня. – Стала вести краеведческий проект, экскурсии, лекции, приглашала спикеров со всей страны. Сейчас про Бузулук снят красивый фильм, к нам начали приезжать туристы из-за границы – мексиканцы, индийцы, французы, китайцы».
«Продвигать» Бузулук на весь мир Анна планирует и дальше. В городе есть Улица 3 Сентября, и в прошлом году Аня вместе с другими горожанами высадила на ней рябиновую аллею, назвав ее именем Михаила Шуфутинского. Певец оценил отсылку к своей самой известной песне и поблагодарил бузулукцев во время прямого эфира на телевидении.
«Моему сыну Коле 9 лет, и его любимая игрушка сейчас – строительный уровень. Он говорит: «Мама, я хочу спасать мир, как ты». А я отвечаю: «Спасать мир не надо, но важно понимать, что от твоих поступков зависит многое».
Ольга Журавская, Калифорния
Создатель и идеолог программы «Травли Net»
С рождения и до 18 лет Оля жила в Москве, напротив Птичьего рынка. Каждые выходные на улице оставались животные: хозяева просто бросали их, не сумев пристроить.
И каждый раз Оля в слезах приносила домой щенков и котят, сама искала им новых хозяев. Родители не возражали – хотели вырастить дочь добрым и сопереживающим человеком. Именно так, считает Оля, и зародилось ее желание заниматься благотворительностью.
В 24 года Ольга впервые попробовала себя в качестве волонтера – помогала собирать средства для фонда «Подари жизнь», поддерживающего онкобольных детей. Работая с другими фондами помощи детям – с ДЦП и другими особенностями здоровья, она столкнулась с тем, что таких детей часто травят в школе. Копнув проблему глубже, Ольга осознала, что школьная травля касается и обычных детей, причем масштабы огромны, но об этом не говорят. Так появился проект «Травли NET», цель которого – бороться с буллингом в школах.
«Три года назад нас не воспринимали всерьез, – говорит Оля. – «Школьная травля? А разве она не осталась в советском прошлом?» – спрашивали взрослые изумленно. Нет, не осталась! К тому же это не так просто – взять и вырасти, позабыв о прошлом. А если с проблемой не работать, сама она не рассосется».
Ольга и ее команда с нуля написали ряд образовательных программ против школьной травли для учителей, создали памятку для родителей, чей ребенок стал жертвой травли, ведут работу со школами и стараются привлечь к проблеме школьного буллинга как можно больше внимания. Как говорит Оля, о травле важно говорить – и детям, и отвечающим за них взрослым, и психологам. Если ребенок решился рассказать о травле родителям, а они не знают, что делать, можно обратиться за помощью на травлинет.рф.
«Сейчас мы планируем построить образовательный центр, создать собственную базу для детских, юношеских и взрослых лагерей, свою школу, русскую печку, собираемся вместе с детьми печь свой хлеб. Хотим сделать такое место на земле, в котором все будут счастливы и никто не уйдет обиженным».
Юлия Алиева, Москва
Основательница проекта поддержки творческих людей 55+ Russian Grannies
Около четырех лет назад Юлия задумалась о том, чем бы ей хотелось заниматься в жизни дальше – работа на госслужбе не давала того вдохновения и отклика, какого требовала душа.
Зато очень привлекала работа с пожилыми людьми. Юля с ранних лет поддерживала тесные отношения с бабушкой и дедушкой и хорошо знала, как непросто жить пенсионерам в маленьких городках. Из детских впечатлений и любви к вязанию родилась идея – предложить бабушкам вязать вещи на дому и помогать с продажей.
Поиск мастериц велся через соцсети, поначалу желающих было немного, да и те относились с недоверием. Схемы для первых коллекций Юля придумывала сама, сама закупала пряжу, упаковывала и отправляла заказы. Позже к ней присоединилась подруга Ксения, участниц и заказов постепенно становилось все больше.
«С момента запуска прошло чуть более двух лет, – говорит Юля. – Сегодня в нашем проекте уже 140 участников из 32 регионов страны». Про вещи, выходящие из-под спиц Russian Grannies, написали журналисты и блогеры разных стран – от Великобритании до Гватемалы. Заказы пока идут в основном из России, но Юля не сомневается: это лишь начало.
«Для многих работа с нами – это не только дополнительный заработок, но и отдушина. Кто-то находит новых друзей, кто-то заново обретает отношения с родными»
«Когда мне было 7–8 лет, я пела в хоре военные песни для ветеранов на 9 мая. И до сих пор испытываю по отношению к пожилым людям тот же трепет, – вспоминает девушка. – Я чувствую огромную ответственность перед теми, кто мне доверился, и буду продолжать несмотря ни на что! Вдохновляет и вера участников проекта, и поддержка моей семьи».
Елена Титина, Самара
Создательница фонда «Вектор жизни», помогающего ВИЧ-положительным людям
Сразу после медицинского училища Лена вышла замуж, в 19 лет стала мамой, а через три года – вдовой. Надо было как-то кормить себя и ребенка...
В то время после основной работы медсестрой в больнице Лена бралась за любые подработки и постоянно училась чему-то новому. Она поступила в вуз на психолога, заинтересовалась сначала проблемой зависимостей, а потом, после одного из тренингов, – темой работы с ВИЧ-положительными людьми. Оказалось, в Самаре этой проблемой никто не занимался, и Лена решила стать первопроходцем на волонтерских началах. Первое время ее деятельность шокировала близких, они считали ее занятие опасным. Девушке и правда приходилось иметь дело с разными людьми. Например, однажды ее пригласили провести мероприятие для ВИЧ-положительных заключенных.
«Разумеется, осужденные нас не ждали, не особо нам доверяли, – вспоминает Лена. – Первое время мы рассказывали им свои истории, а потом я поняла: для меня эти женщины ничем не отличаются от других. Да, они отбывают наказание, и судьбы у них разные. Вот я разговариваю с 19-летней цыганкой, у нее уже двое детей, при этом она не умеет писать и уже отбывает срок. Но я не уверена, что в той среде, где она росла, у нее был другой выбор. Я не могу ей не сочувствовать».
Важной частью работы Лена считает поддержку ВИЧ-положительных мам и детей. Бывает так, что во время беременности женщина принимает необходимые в рамках терапии лекарства, а потом сосредотачивается только на ребенке, забывая о своем здоровье. Фонд Лены помогает всем: от молочных смесей до психологических консультаций.
Еще одна проблема – недостаток информации о вирусе. «Сейчас ВИЧ активно выявляется у людей 50+, – говорит Лена. – Это обычные люди, они могут жить с диагнозом десятилетия, не зная о нем. У нас нет традиции делать тесты, все еще жив стереотип, что ВИЧ – это про маргиналов, а я, мол, приличный человек. Важно работать над разрушением стереотипов и не забывать: если принимать терапию, можно жить долго и счастливо. Ну а вовремя сделанный тест может спасти жизнь».
Обложка: А. Донин. Фото: П. Шелковников; М. Хамицевич; К. Степалина; instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена); личный архив героинь проекта
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl