Главные тенденции литературного 2021 года

ПолкаСобытия

Литературный год: тенденции

2021-й для русской литературы был в чём-то богатым, в чём-то прорывным, а в чём-то тяжёлым. Главные тенденции литературного сегодня: «Полка» оглядывается на прошедшие 12 месяцев и пробует подвести им краткий итог.

Варвара Бабицкая, Василий Владимирский, Лев Оборин, Елизавета Подколзина

Женский автофикшн

  • Катя Петровская. Кажется Эстер. Перевод Михаил Рудницкий. Издательство Ивана Лимбаха, 2021.
  • Алла Горбунова. Лето. Редакция Елены Шубиной, 2022.
  • Дарья Серенко. Девочки и институции. No Kidding Press, 2021.
  • Оксана Васякина. Рана. Новое литературное обозрение, 2021.

Сегодня русскоязычный автофикшн невозможно представить без двух книг: «Памяти памяти» Марии Степановой и «Раны» Оксаны Васякиной. Внутри самого жанра они обозначают разные тренды. С одной стороны, автофикшн как способ переосмысления исторического контекста через опыт собственной семьи. Сюда можно отнести и переведённую Издательством Ивана Лимбаха книгу Кати Петровской «Кажется Эстер» — попытка с помощью семейного фотоальбома восстановить историю своего рода, рассказ об Освенциме, Бабьем Яре, о невозможности забыть и преодолении многолетней немоты. С другой стороны — обнажённый личный опыт, феминистский, откровенный и прямой рассказ о смерти матери и пути с её прахом на родину в Усть-Илимск, о формальном или отстранённом отношении к смерти в России и об одиночестве и непрерывающейся, непроходящей связи. «Рана» Оксаны Васякиной очень точно заполнила неоткрытое прежде пространство, пустоту в литературном поле. После «Раны» стало возможно говорить о русскоязычном автофикшне как о явлении оформившемся, свершившемся.

Автофикшн — всегда разговор о себе и пережитом опыте — и при этом явление довольно податливое и гибкое, зависящее от оптики и интонации говорения. Так, в книге поэтессы Аллы Горбуновой «Лето» — фиксации нескольких месяцев на карантине 2020 года, дачной жизни, мелких домашних забот о ребёнке и муже и катарсического переживания болезни — находится место философии и мистицизму, фольклору и поэзии. В то время как книга Дарьи Серенко «Девочки и институции» — остросоциальный разговор о работе женщин в государственной культурной индустрии, построенный на стыке омертвевшей, бюрократической речи и живого, личного, девичьего голоса. Язык здесь обретает социальный контекст и почти магическую энергию для его преодоления. Помимо условностей жанра, главные тексты этого года сближает ещё одно — все они написаны женщинами. — Е. П.

Внимание к экологии

  • Виктория Базоева. Ботанический заговор. Individuum, 2021
  • Лонг Литт Вун. Путь через лес. О грибах и скорби. Перевод Анастасии Любаевой. Ад Маргинем Пресс, 2021
  • Мерлин Шелдрейк. Запутанная жизнь. Перевод Ольги Ольховской. АСТ, 2021
  • Кио Маклир. Птицы, искусство, жизнь: год наблюдений. Перевод Светланы Силаковой. Ад Маргинем Пресс, 2020.
  • Андрей Яковлев. Страна отходов. Individuum, 2021
  • Эми Липтрот. Выгон. Перевод Марии Агеевой. Ад Маргинем Пресс, 2021

Экологическая повестка — довольно новый для России литературный тренд, за рубежом давно оформившийся в отдельные жанры — экофикшн, cli-fi (climate fiction), соларпанк. Под сборным термином «экофикшн» понимают не только книги об экологических катастрофах, климатические антиутопии или исследования о грибах, растениях, океане и лесе: в широком смысле это литература о взаимодействии человека с природой и меняющихся отношениях с окружающей средой. В 2021 году на русском языке вышло несколько важных для этого поля книг.

Издательство Individuum выпустило две журналистские книги: большое расследование Андрея Яковлева «Страна отходов. Как мусор захватил Россию и можно ли её спасти?» (репортёрский нон-фикшн о мусорной реформе, токсичных свалках и сортировочных станциях) и «Ботанический заговор» журналистки и ландшафтного дизайнера Виктории Базоевой — культурную историю комнатных растений: из этой книги можно узнать, как цветы становились источниками экономической лихорадки или предметами войн, почему люди чувстуют привязанность к растениям, и просто получить советы, как ухаживать за прихотливыми цветами. (Кстати, об истории цветов через призму поэзии Серебряного века можно прочесть в книге филолога Ольги Кушлиной «Страстоцвет, или Петербургские подоконники».)

«Грибной поворот» — ещё один тренд внутри экофикшна. Тема, в общем-то, тоже не новая: ещё в середине прошлого века фанатом грибов был американский композитор Джон Кейдж, а Жиль Делёз и Пьер Гваттари ввели в философию понятие ризомы — иного принципа организации бытия и мышления, ставшего основой постмодернизма. Если кто-то возьмётся написать историю грибов как социокультурного явления — 2021 год и предшествующая пятилетка окажутся этапом массовой популяризации грибов. Показательно, что перевод «Запутанной жизни» Мерлина Шелдрейка — книги об организации жизни дрожжей и грибов — вышел в АСТ, хотя издательства-мейджоры реже улавливают дух времени.

Вместе с тем в исследовании Мерлина Шелдрейка намечается важная для экофикшна проблема: «Каково это — быть грибом?» Возможно ли человеку отказаться от антропоцентричного взгляда на природу? В большинстве художественных произведений о животных и растениях (романе Линор Горалик «Все, способные дышать дыхание» или, например, «Морских помойных рассказах» Людмилы Петрушевской) сознание существ, ставших главными героями, очеловечивается. Экофикшн сегодня пытается найти новые способы разговора о природе — даже не о ней, а вместе с ней: вне потребительской оптики и антропоцентризма. Теоретические основания для такого подхода предлагались ещё работой Жан-Мари Шеффера «Конец человеческой исключительности» (в России вышла в 2010-м в «НЛО») и такими книгами, как «Интернет животных» Александра Пшеры (2017, Ad Marginem).

Отчасти решением здесь становится гибридный жанр автофикшн. Издательство Ad Marginem, амбассадор зарубежного экофикшна, выпустило несколько знаковых текстов: «Путь через лес. О грибах и скорби» антрополога Лонг Литт Вун — об «уходе в лес» как попытке пережить смерть мужа и о перенастройке жизни под ритмы грибов. В одной книге органично соединяются размышления о жизни современного человека и рецепты грибного паштета или мороженого из лисичек. Похожим образом устроен изданный год назад дневник Кио Маклир «Птицы, искусство, жизнь»: переосмысление жизни происходит параллельно орнитологическому путешествию и наблюдению за птицами, а певчий дрозд или черношапочная гаичка становятся столь же важными явлениями, как Эмили Дикинсон или Пауль Клее. Чуть более поэтичен литературный дебют журналистки Эми Липтрот «Выгон» — феминистский дневник о возвращении из Лондона и борьбе с алкогольной зависимостью на островах Шотландии, откровенный и сильный, почти фольклорный текст: «Я думаю о своей личной геологии. Моё тело — континент… Каждая моя веснушка — достопримечательность. Каждая слеза — река». К расширяющейся тенденции обратилась Школа литературных практик: она устроила целую экофикшн-лабораторию, результатом её должен стать сборник текстов о человеке и окружающем его мире. Кстати, о том, как об экологии, преобразовании и понимании природы размышляли русские писатели, у «Полки» в этом году вышел подкаст «Климат-контроль». — Е. П.

Бум исторических романов

  • Дмитрий Быков. Истребитель. АСТ, 2021
  • Линор Горалик. Имени такого-то. Новое литературное обозрение, 2022
  • Виктор Ремизов. Вечная мерзлота. Рубеж, 2021
  • Леонид Юзефович. Филэллин. Редакция Елены Шубиной, 2021

Премию «Большая книга» получил в уходящем году Леонид Юзефович за роман «Филэллин», действие которого разворачивается в 20-е годы XIX века. Его герой, уральский штабс-капитан Григорий Мосцепанов, отправляется добровольцем в Грецию, в это время воюющую за независимость с Османской империей. Разумеется, Юзефович не впервые пишет исторический роман и не в первый (а в третий!) раз получает за него крупнейшую российскую литературную премию, но в этом году вообще богатый урожай исторических романов.

Дмитрий Быков завершил так называемую «И-трилогию», посвящённую событиям предвоенного СССР, романом «Истребитель» о середине 30-х годов: речь в нём идёт о героической эпохе советской авиации, а в героях узнаются исторические лица — лётчик Валерий Чкалов, писательница Мариэтта Шагинян, Константин Бадигин — капитан несколько месяцев дрейфовавшего во льдах парохода «Георгий Седов». Как и «Филэллин», роман Быкова вышел в «Редакции Елены Шубиной».

Виктор Ремизов, вышедший в финал «Большой книги» с романом «Вечная мерзлота», обратился к периоду послевоенному — и показал совсем другую сторону советской истории. В центре сюжета его книги, основанной на подлинных документах, дневниках и свидетельствах очевидцев, незаконченное строительство Трансполярной магистрали в северном бассейне Енисея, а герои — ссыльные, заключённые, спецпереселенцы, семьи «врагов народа». К другой болезненной теме из советской истории обращается Линор Горалик в романе «Имени такого-то»: сюжет её фантасмагорического романа, полного живых машин и механизированных людей, происходит в 1941 году, и в основе его, несмотря на аллегоричность, лежит реальная история эвакуации 500 пациентов и медперсонала психиатрической больницы (будущей Кащенко) на барже из Москвы, к которой подступают немцы. К теме спасения беспомощных в трагических обстоятельствах обратилась, хотя и совсем иначе, в своём новом романе «Эшелон на Самарканд» и Гузель Яхина, описавшая долгую эвакуацию детей из голодающего Поволжья на юг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

(Уходит) (Уходит)

О языке, иронии, лиризме, новаторстве поэта и эссеиста Льва Рубинштейна

Полка
С кого начинался Голливуд: 7 великих актеров, которые изменили историю кино С кого начинался Голливуд: 7 великих актеров, которые изменили историю кино

С каких актеров началась история Голливуда?

Cosmopolitan
«Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?»: как сейчас работают художники по костюмам в кино «Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?»: как сейчас работают художники по костюмам в кино

Как устроена профессия художника по костюмам, чем она хороша и плоха?

Правила жизни
В пазырыкском погребении нашли 26 золотых бляшек в форме крадущихся тигров и бараньих голов В пазырыкском погребении нашли 26 золотых бляшек в форме крадущихся тигров и бараньих голов

Археологи исследовали артефакты из могильника Сигоу, расположенного в Синьцзяне

N+1
4 правила секс-безопасности в командировке 4 правила секс-безопасности в командировке

Как сделать так, чтобы секс в командировке принес только яркие впечатления

Psychologies
Главные модные конфузы Меган Маркл: звездный стилист упрекнул герцогиню Главные модные конфузы Меган Маркл: звездный стилист упрекнул герцогиню

Даже Меган Маркл допускает ошибки, которые портят самые блестящие образы

Cosmopolitan
Как быстро убрать второй подбородок: все возможные способы Как быстро убрать второй подбородок: все возможные способы

Как избавиться от второго подбородка в домашних условиях

VOICE
Криминал, брак, развод: за что королевских особ лишают титула Криминал, брак, развод: за что королевских особ лишают титула

Когда представители монархии принудительно складывают с себя полномочия

РБК
Теона Контридзе: «Свободный человек сам отвечает за всё в своей жизни – и за хорошее, и за плохое» Теона Контридзе: «Свободный человек сам отвечает за всё в своей жизни – и за хорошее, и за плохое»

Теона Контридзе рассказала о детстве, нелюбви к спорту и пищевых привычках

Здоровье
Притягивающие молекулы воды частицы уменьшили воспаление в коленном суставе крыс Притягивающие молекулы воды частицы уменьшили воспаление в коленном суставе крыс

Гель для лечения остеоартроза состоит из частиц, притягивающих молекулы воды

N+1
Не путай с черными точками: что такое сальные нити и почему их нельзя трогать Не путай с черными точками: что такое сальные нити и почему их нельзя трогать

С проблемой забитых пор, пожалуй, встречалась каждая из нас!

Cosmopolitan
Россия без доллара: как можно лишить россиян американской валюты Россия без доллара: как можно лишить россиян американской валюты

Как Россия зависит от доллара и что будет, если лишить страну этой валюты?

Forbes
Стресс перед смертью: Михаил Зеленский судился с экс-женой за детей и имущество Стресс перед смертью: Михаил Зеленский судился с экс-женой за детей и имущество

Внезапная смерть телеведущего в расцвете сил шокировала общественность

Cosmopolitan
Как «самый опасный» криптоанархист угрожает планам Байдена по контролю за оружием Как «самый опасный» криптоанархист угрожает планам Байдена по контролю за оружием

ПО Уилсона способно превратить кусок алюминия в основу для штурмовой винтовки

Forbes
След амура: как быстро убрать засос в домашних условиях След амура: как быстро убрать засос в домашних условиях

Как можно быстро убрать засос на шее и других видных и пикантных местах

VOICE
За закрытыми дверями: как мы соглашаемся с насилием и распространяем его дальше За закрытыми дверями: как мы соглашаемся с насилием и распространяем его дальше

Отрывок из книги «За закрытыми дверями» о домашнем насилии

Forbes
Боба Фетт и все-все-все: таймлайн вселенной «Звездных войн» Боба Фетт и все-все-все: таймлайн вселенной «Звездных войн»

Актуальный канонический таймлайн вселенной «Звездных войн»

Esquire
7 лучших выступлений на шоу 90-х MTV Unplugged 7 лучших выступлений на шоу 90-х MTV Unplugged

Как вдруг MTV Unplugged стала символом уходящего рока

Maxim
Как различение звуков спаривания комаров поможет нам контролировать малярию? Как различение звуков спаривания комаров поможет нам контролировать малярию?

Как у комаров связаны спаривание и слух

Популярная механика
Ислам Ханипаев: «Типа я. Дневник суперкрутого воина» Ислам Ханипаев: «Типа я. Дневник суперкрутого воина»

Повесть стала финалистом премии «Лицей» и вошла в шорт-лист премии «НОС»

СНОБ
Как быстро уснуть: 8 советов и 5 способов без лекарств Как быстро уснуть: 8 советов и 5 способов без лекарств

Почему иногда бывает трудно заснуть и что с этим делать?

РБК
Тестируем 280-сильный Skoda Superb — автомобиль, который практически не имеет недостатков Тестируем 280-сильный Skoda Superb — автомобиль, который практически не имеет недостатков

Skoda Superb с 270-сильным мотором практически не имеет недостатков

Maxim
Важные вещи, которых не хватает на планете, а ты и не подозревал Важные вещи, которых не хватает на планете, а ты и не подозревал

Подборка дефицитных вещей, без которых пандемия покажется цветочками

Maxim
Ольга Задоенко, потерявшая детей при пожаре в «Зимней вишне», родила дочь Ольга Задоенко, потерявшая детей при пожаре в «Зимней вишне», родила дочь

После трагедии в «Зимней вишне Ольга Задоенко смогла вернуться к жизни

Cosmopolitan
Взвешенный подход Взвешенный подход

Новые теоретические и практические основы похудения

Men’s Health
Playboy выразил поддержку женщинам, обвинившим его основателя Хью Хефнера в насилии Playboy выразил поддержку женщинам, обвинившим его основателя Хью Хефнера в насилии

Сегодняшний Playboy — это не Playboy Хью Хефнера

Forbes
Пара аттосекундных импульсов запутала молекулярный катион и фотоэлектрон Пара аттосекундных импульсов запутала молекулярный катион и фотоэлектрон

Эффекты квантовой запутанности при фотоионизации и диссоциации молекулы водорода

N+1
Физики уточнили лэмбовский сдвиг в мюонии Физики уточнили лэмбовский сдвиг в мюонии

Физики представили данные по уточненному значению лэмбовского сдвига в мюонии

N+1
Что Олимпийские игры значат для российских чемпионов Что Олимпийские игры значат для российских чемпионов

Российские чемпионы — об Олимпийских играх в Токио

GQ
Филлеры могут привести к бронхиту и пневмонии. Врач о рисках «уколов красоты» Филлеры могут привести к бронхиту и пневмонии. Врач о рисках «уколов красоты»

Если ты думаешь, что знаешь о филлерах всё, то ошибаешься

VOICE
Открыть в приложении