Почему живой взгляд на классика русской литературы оказался на пользу фильму

ForbesСобытия

«Лермонтов» без романтизма: каким получился новый байопик о великом поэте

Мария Ракитина

Кадр из фильма «Лермонтов»

16 октября в прокат выходит «Лермонтов» — лирический байопик о последнем дне жизни великого поэта. Премьера фильма недавно состоялась на кинофестивале «Маяк». Российско-грузинский режиссер Бакур Бакурадзе отказался от «школьного» и романтизированного портрета поэта, а взглянул на Лермонтова как на живого и даже местами неприятного человека, презирающего всех и уставшего от самого себя. Кинокритик Мария Ракитина рассказывает, почему такой взгляд на классика русской литературы оказался на пользу фильму

Действие происходит 27 июля 1841 года. В окрестностях Пятигорска двое мужчин — поручик Михаил Лермонтов (Илья Озолин) и оскорбленный им офицер Николай Мартынов (Евгений Романцов) — не находят в себе сил к примирению. Первому принести извинения мешает убежденность в собственной вседозволенности. Второму простить колкости бывшего приятеля не позволяет задетое самолюбие. Дуэль на склоне горы Машук неизбежна. Часы до поединка текут мучительно медленно. Друзья стараются уговорить Лермонтова «решить вопрос полюбовно», но тот, кажется, не верит в серьезность намерений Мартынова. Поэт словно избегает мыслей о предстоящей дуэли: продолжает язвительно шутить в присутствии дам и высокомерно судить о людях. Лермонтов едва ли предвидит, что уже вечером его не станет, но отчего-то просит слугу не готовить ужин.

Кадр из фильма «Лермонтов»

Байопик о великом русском поэте можно снять по-разному. Можно создать на экране экспрессивный образ гения, горящего свободой. Так, например, поступил Феликс Умаров в мюзикле «Пророк» (2025), скроенном по голливудским и бродвейским лекалам. Пушкин в исполнении Юры Борисова предстал рэпером XIX века, который дерзко указывал власти на ее пороки и «глаголом жег сердца людей». Далеко не все оценили такой подход к биографии Пушкина, но «Пророк» по крайней мере попытался увидеть за монументальным образом Александра Сергеевича реального бунтаря.

«Лермонтов» Бакура Бакурадзе выбирает совершенно иную интонацию для разговора о гении. В минималистичном и очень тихом фильме поэт не вознесен на пьедестал славы, а ходит по земле и отпускает пошлые комментарии. В отличие от Пушкина в «Пророке» Лермонтов в видении Бакурадзе кажется не главной звездой русской литературы, а простым смертным — причем с довольно неприятным характером.

В эпилоге «Пророка» молодой юноша протягивает Жуковскому рукопись «Смерти поэта». Именно за стихотворение, посвященное погибшему на дуэли Пушкину, вольнодумца Лермонтова сослали на Кавказ в первый раз. В байопике Бакурадзе поэт вновь находится в изгнании. Причиной для второй ссылки Лермонтова стала его дуэль с Эрнестом де Барантом. Поединок состоялся в том же месте, где Пушкин стрелялся с Дантесом, и закончился выстрелом поэта в воздух. Предпосылки пребывания Лермонтова на Кавказе, равно как и его творческие изыскания, Бакурадзе обходит стороной.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении