«Лакричная пицца»: солнечная комедия Пола Томаса Андерсона о взрослении
В прокате — ретромелодрама одного из лучших режиссеров современности, фаворит критиков и претендент на «Оскар». Кинокритик Ефим Гугнин объясняет, откуда в «Лакричной пицце» ребячество и почему Голливуд в памяти Андерсона не похож на Голливуд Тарантино
Пол Томас Андерсон всегда был режиссером, который способен год от года меняться до неузнаваемости. Он с одинаковым интересом снимает кино об индустрии высокой моды («Призрачная нить») и порно («Ночь в стиле буги»), а в главных ролях в его картинах одинаково логично выглядят трехкратный лауреат «Оскара» Дэниэл Дэй-Льюис и комик из шоу Saturday Night Live Адам Сэндлер. В этом смысле даже как-то неудивительно, что после холодной, сдержанной и неприветливой «Нити» Андерсон выпускает полную ей противоположность: самый теплый, смешной и доступный фильм — «Лакричную пиццу».
Это кино буквально собрано из того, что у режиссера было под рукой. Сценарий родился из давней идеи Андерсона — он уже 20 лет периодически задавался вопросом: «А что будет, если подросток позовет на свидание девушку вдвое старше него, и она действительно придет?» Дополнить концепт помогли безумные рассказы приятеля-продюсера Гари Гетцмана, в юношестве занимавшегося актерством и промышлявшего примерно всем, на чем можно заработать. На главную роль Пол Томас взял Купера Хоффмана, сына покойного Филипа Сеймура Хоффмана, сыгравшего почти в каждом фильме постановщика. Ассистирует ему Алана Хаим, младшая из сестер-музыканток из рок-группы HAIM, для которых Андерсон не раз снимал клипы.
Сеттинг тоже до боли знакомый. Солнечная Калифорния, буйные 70-е: Пол Томас Андерсон отправляет нас сюда далеко не впервые. Здесь пытался построить свою карьеру в порно дерзкий Дирк Диглер из «Ночей в стиле буги», тут же путался в переулках памяти Ларри Спортелло во «Врожденном пороке». Теперь по улицам долины Сан-Фернандо рассекают новые герои — пятнадцатилетний Гэри и Алана, которую, несмотря на возрастную разницу в десять лет, паренек однажды зовет на свидание. К его (и своему тоже) удивлению, она действительно приходит.