Культовые автомобили стран соцлагеря
Во второй половине XX века капиталистический мир производил автомобили на любой вкус. А в странах соцлагеря тем временем делали машины для народа. Получалось не всегда хорошо, но часто — интересно. Во всяком случае, когда смотришь на это через призму времени.

Символом социалистического, восточно-европейского автомобиля был Trabant из Восточной Германии. Он был экстремально дешев, довольно надежен и прост в ремонте. На его родине люди, желавшие купить такую машину, подолгу ждали своей очереди. Да и на Западе Trabant покупали: очень скромно, зато экономично и на всю жизнь. Однако были и другие достижения социалистической автомобильной промышленности. О них мы тоже расскажем.
ГДР: Trabant Р50 и P601
Делали Trabant на бывшем заводе Horh начиная с 1957 года. Первой моделью стал Trabant Р50, весьма необычный автомобиль. Кузов у него был несущим, но не весь. Навесные детали Trabant делали из дуропласта — аналога стеклопластика с наполнителем из отходов хлопкового производства. Этот момент обыгран в фильме Кустурицы «Черная кошка, белый кот»: там Trabant объедает свинья.
Подвеска у Trabant Р50 была на поперечных рессорах, а мотор двухцилиндровый двухтатный с воздушным охлаждением, рабочим объемом 0.5 л. Он развивал 17 л.с., но так и масса автомобиля составляла всего 620 кг. Смесь бензина и масла поступала в карбюратор самотеком, а бак располагался прямо под капотом.
Самой же известной моделью стал появившийся в 1963-м Trabant P601. Он пережил несколько модификаций и сходил с конвейера до 1988! Trabant P601 был невероятно популярен благодаря цене: это самый доступный автомобиль в Германии. Там он стоил около 5000 марок, дешевле импортируемого из СССР «Запорожца».

ГДР: Wartburg 311, 353, 1.3
Второй известной маркой из ГДР был Wartburg, который делали на бывшем заводе BMW. Первое поколение Wartburg выпускали с 1956 по 1967 год, и в него входили седан с индексом 311, купе-хардтоп 311/300 и родстер 313 Sport. Это были красивые, классические автомобили. И конструкция у них была нетривиальная.