Кто решает: как меняется роль женщин в маркетинге
Среди топ-менеджеров все больше женщин. Особенно это заметно в маркетинге. Почему так происходит — в колонке Екатерины Башиловой, директора по маркетингу группы компаний «Аскона», вошедшей в топ-5 директоров по маркетингу потребительского сектора рейтинга лучших менеджеров России 2022 года.
Женщин в маркетинге всегда было много. Особенно, если мы говорим об исполнительских должностях. До недавнего времени ситуация мало чем отличалась от других сфер: чем выше поднимаешься по карьерной лестнице, тем более заметно смещение пропорции в сторону мужчин. И это вполне объяснимо: во многих компаниях назначение на топовую позицию женщины, которая традиционно остается в сознании хранительницей домашнего очага, полноценно вовлеченной в воспитание детей и могущей в любой момент уйти в декрет, воспринималось как фактор риска. Еще лет десять-пятнадцать назад многие женщины, и я не исключение, сталкивались с тем, что приходилось работать в два раза больше, брать на себя функционал в два раза шире, чтобы иметь право голоса и, соответственно, чтобы быть услышанными.
Сегодня ситуация изменилась. Крупные компании все чаще смотрят на уровень профессионализма и на то, насколько специалист соответствует той или иной задаче, без привязки к гендерному признаку. Почему это произошло? С одной стороны, наша жизнь претерпела огромные изменения: появились помощники, интернет-магазины, многочисленные сервисы. Женщина даже с маленькими детьми также работоспособна. Но есть и другая сторона: во многих сферах именно женщины составляют основную часть целевой аудитории. Поэтому крайне необходим именно женский взгляд в выстраивании взаимодействия с потребителем. В маркетинге это особенно заметно: женщинам-маркетологам проще понять женщин-покупателей, поскольку сами регулярно проходят тот же самый путь, а значит, могут продумать наилучшее решение для его оптимизации. В свежем рейтинге Топ-1000 российских менеджеров, кстати, в пятерке лучших директоров по маркетингу в категории «Сервис и производство потребительских товаров» соотношение три к двум в пользу прекрасной половины.
Женская рука
Чем глубже исследуется целевая аудитория, тем очевиднее, что в большинстве сфер решения о покупках чаще всего принимают женщины. Я наблюдала это и в Askona, и в компаниях, с которыми работала до этого: ювелирная сеть, обувь, FMCG. Соотношение полов среди наших покупателей — примерно 70 на 30 в пользу женщин. Причем среди 30% мужчин, пришедших за ювелирным украшением или за товарами для здорового сна, у большинства будет готовый список, составленный второй половиной или совместно. Конечно, это необязательно волевое решение, скорее договоренность, элемент взаимодействия, а иногда и тактика, но женская рука в решении о покупке чувствуется. И так во всем мире.