Крымское проклятие. Смогут ли российские компании оспорить санкции ЕС
Недавнее судебное разбирательство между российскими компаниями, попавшими под европейские санкции, и ЕС показало, что превозмочь фактор геополитики непросто даже независимому Европейскому суду
В очередной раз Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге оставил в силе санкции в отношении крупных российских банков, «Роснефти» и Газпрома, которые были введены после присоединения Крыма в 2014 году. Ранее такой же результат получили «Роснефть» и «Алмаз-Антей». Истцы намерены обжаловать решение. Шансы близки к нулю: вряд ли у кого-то есть иллюзии, что борьба с Евросоюзом в его же судах по такому спору может увенчаться успехом. Но бороться, безусловно, надо.
Сбербанк против ЕС
Набор аргументов истцов учитывал специфику их деятельности и причин наложения на них санкций. Так, Сбербанк утверждал, что не подпадает под критерии санкционной кредитной организации, установленные в Регламенте Совета Европейского Союза от 31.07.2014 № 833/2014: он не принадлежит российскому правительству и не контролируется им. Мажоритарный акционер банка — ЦБ — в силу статьи 75 Конституции РФ действует независимо от других органов государственной власти. Суд отклонил эти доводы, указав, что для санкционного режима имеет значение владение организацией со стороны «государства» (доля государства превышает 50%), а не «правительства».
Санкции привели к несправедливому и несоразмерному нарушению основных прав заявителя, включая права собственности, осуществления предпринимательской деятельности и деловой репутации. Сбербанк не имеет никакого отношения к событиям на Украине и, напротив, поддерживает украинскую экономику, осуществляя там банковскую деятельность. А санкции наносят банку значительный ущерб, утверждали представители Сбербанка.
Суд же указал, что ограничение основных прав допустимо, так как оно, во-первых, установлено законом, во-вторых, направлено на защиту общего интереса, признаваемого Европейским Союзом, и, в-третьих, не является чрезмерным. Введение санкций направлено на обеспечение мира и международной безопасности, говорится в решении Европейского суда. Вопрос участия Сбербанка в событиях на Украине не имеет значения, поскольку он является объектом санкций не из-за этого, а из-за своего статуса крупной кредитной организации с государственным участием.