Крылатая машина: как Форд решил покорить небеса
Ровно 93 года назад, 11 июня 1926 года, в воздух поднялся первый самолет Генри Форда — Ford Trimotor.
Если быть точнее, то «отцом» этого самолета был не Генри Форд, а американский изобретатель и конструктор Уильям Бушнелл Стаут. Впечатленный разработками немецкой фирмы Junkers, выпускавшей трехмоторные самолеты еще в 20-е годы прошлого века, Стаут решил производить аналогичные машины в США. Он основал компанию Stout Metal Airplane, однако столкнулся с нехваткой денег для привлечения инженеров, рабочих и закупки комплектующих. Первый самолет новообразованной фирмы Stout 3-AT так и остался бы на бумаге, если бы интерес к нему не проявил Генри Форд, который перечислил Стауту небольшую сумму, позволявшую закончить разработку машины. Но на этом участие американского «автомобильного короля» в проекте дело не закончилось. Самолет настолько понравился Форду, что он решил расширить свой бизнес и, помимо автомобилей, заняться производством пассажирских самолетов.
Стауту было сделано предложение, от которого он не смог отказаться, в результате чего Stout Metal Airplane была переименована в Ford Aircraft Division. Все права на Stout 3-AT перешли к Форду, а сам Стаут был назначен на должность главного инженера в своей бывшей фирме. Финансовые возможности Форда были практически безграничными, поэтому самолет в кратчайшие сроки довели «до ума», и 11 июня 1926 года в воздух поднялся первый экземпляр Ford Trimotor: именно такое название получила машина. Но это официально, а за глаза ее прозвали «Жестяной гусь» из-за цельнометаллического (алюминиевого) фюзеляжа и крыльев, что для середины 1920-х годов было весьма необычно, особенно учитывая тот факт, что из алюминия были сделаны даже элероны и рули высоты и направления.
Ford Trimotor представлял собой высокоплан с тремя двигателями и неубирающимся шасси. Один мотор располагался в носовой части фюзеляжа, а два остальных были закреплены под крылом на пилонах. Данная трехмоторная схема впоследствии привела к скандалу и судебному разбирательству: когда Форд решил продавать свой Trimotor в Европе, фирма Junkers подала на Ford Aircraft Division в суд, обвинив последнего в нарушении патентных прав. Суд немцы выиграли, так что в Европу путь Ford Trimotor был заказан. Однако это не помешало Форду в дальнейшем продать несколько самолетов в Чехословакию и Англию.