Криштиану Роналду за баллы: зачем футбольные клубы выпускают свою криптовалюту
В пандемийный год случился бум размещений фанатских токенов футбольных клубов, свои криптомонеты выпустили «Пари Сен-Жермен», «Ювентус», «Барселона» — всего с десяток клубов. Зачем они это делали и можно ли заработать на фанатской криптовалюте?
25 мая обладатель «Золотого мяча» 2000 года и бывший игрок испанских клубов «Барселона» и «Реал Мадрид» Луиш Фигу, а также действующий португальский футболист Рикарду Куарежма стали амбассадорами криптовалютного приложения dotmoovs. Проект позволяет пользователям соревноваться друг с другом в футбольном фристайле онлайн и получать за победу криптовалюту.
Это не единственный случай сотрудничества футболистов или даже футбольных клубов с криптовалютными проектами. Начиная с конца 2019 года самые знаменитые футбольные клубы мира начали осваивать криптовалютный мир. «Ювентус», «Пари Сен-Жермен» и «Барселона» запустили собственную криптовалюту, на которую можно купить, например, право вывести свое видео на экран стадиона во время игры или провести стрим из раздевалки клуба. Зачем футбольным клубам с бюджетом в сотни миллионов долларов криптовалюта?
«Уникальные впечатления» и капитанская повязка
Французский «Пари Сен-Жермен» (PSG или ПСЖ) в 2018 году стал одним из первых футбольных клубов, который объявил о планах выпуска собственных токенов. В конце января 2020 года клуб выпустил токены и начал распространять их среди болельщиков за €2 через платформу Socios.com. Тогда официальный Twitter команды сообщил, что болельщики могут загрузить приложение и «посоревноваться за уникальные впечатления».
Какие «уникальные впечатления» предлагал клуб владельцам токенов? К примеру, они могли проголосовать за надпись на повязке капитана клуба Тиаго Силвы во время игры. Кроме этого, с помощью криптовалюты болельщикам пообещали в будущем, например, выбрать игрока месяца или цвет нового комплекта формы, или получить возможность личной встречи с любимым футболистом.
Спустя пару месяцев стало понятно, что проект оказался весьма кстати. Уже в марте 2020 года игры Лиги чемпионов футбольные клубы стали проводить без зрителей, в том числе матч «Пари Сен-Жермен» с дортмундской «Боруссией». И в целом посещение футбольных матчей, за исключением белорусского чемпионата, более чем на полгода стали для болельщиков недоступной роскошью.
И цифровые платформы стали единственным способом взаимодействия с болельщиками, сказано в исследовании Delloite «Рейтинг самых богатых клубов» за 2021 год.
В декабре 2020 года токены PSG начали торговаться на криптовалютной бирже Binance. Их первоначальная цена составляла около $13, а в первые же сутки торгов она выросла до $35,25. На данным момент один PSG стоит $15,74, в обращении находится почти 1,3 млн токенов (из 20 млн возможных). Их общая капитализация составляет более $20 млн. По показателю капитализации они в восьмой сотне, по данным Coinmarketcap.
Одновременно с ПСЖ начались торги и токенами JUV итальянского «Ювентуса». О планах выпустить свои криптомонеты клуб заявил в конце 2019 года и тогда же выпустил свой токен за €2. Владельцам криптомонет клуб предложил проголосовать за песню, которая играла каждый раз, когда игрок итальянской команды забивал гол в домашнем матче. Уже в марте 2021 года нападающий «Ювентуса» Криштиану Роналду стал первым в мире футболистом, который получил от клуба премию в JUV. Президент клуба Андреа Аньелли подарил звезде футболку с надписью G.O.A.T (greatest of the time) и 770 JUV (именно столько Роналду забил за свою взрослую карьеру). Эта премия, по данным CoinMarketCap, сегодня равна примерно €8000 (€10,9 за монету).