Краткая история советского спортивного стиля, часть первая (1920–1960-е)
У СССР со спортом и физкультурой всегда были особые отношения, и любовь к соответствующему стилю в гардеробе и жизни тоже развивалась по уникальной траектории. Рассматриваем, что происходило за последние сто лет со спортивной одеждой и обувью в Советском Союзе и впоследствии в России. Первая часть — от авангарда двадцатых до первых советских кедов конца шестидесятых.
1920-е: «Спортодежда» Варвары Степановой
Только что основанное новое государство Советский Союз стремилось построить новый мир и создать «нового человека» в нем. И важной частью идеологии тут стал спорт: «В здоровом теле — здоровый дух», новый советский гражданин должен был уделять здоровью немало внимания, быть сильным (чтобы строить тот самый новый мир) и физически развитым.
Идея всего нового и отказа от изживших себя старых канонов, конечно же, занимала умы художников. На этой почве расцвел конструктивизм, который призывал отказаться от «искусства ради искусства», поставить творчество на службу народу, быть функциональным и полезным. Одежды, как важной категории быта, это тоже касалось.
В 1923 году в журнале «Леф» был опубликован проект художницы-авангардистки Варвары Степановой «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда» (этот неологизм был сокращением от «производственной одежды», то есть специальной одежды для работы). Без одежды для спорта там не обошлось: «Спортодежда подчиняется всем основным требованиям прозодежды и видоизменяется в зависимости от характера спорта — будет ли это футбол, лыжный спорт, гребля, бокс или физическое упражнение. Главное же требование покроя спортодежды всех видов спорта — минимум одежды и несложность ее одевания и ношения», — писала Степанова.
К описаниям Степанова приложила эскизы: ее спортивные костюмы состояли из рубашек с коротким рукавом и коротких шорт и были максимально простыми, функциональными и, как бы сказали сейчас, гендерно-нейтральными — она не разделяла одежду на мужскую и женскую, это была универсальная форма с акцентом на удобстве. Значимым было цветовое решение, поскольку позволяло легко различить игроков команд: «Цвет спорткостюма в данном случае один из самых действительных факторов, так как спортивные состязания происходят в большом пространстве, а показательные спортпраздники при огромном количестве зрителей».
Но, пожалуй, самым важным в размышлениях художницы оказался ее подход к самой конструкции: Степанова призывала отказаться от декоративности, украшением спортивных вещей должны были служить сами детали, скроенные и сшитые в соответствии с физиологией движения. Именно так к созданию спортивной одежды подходят и сейчас, сто лет спустя.