Красота против партии: как жители КНДР борются с режимом с помощью контрабандной косметики
Внешний вид человека в Северной Корее до сих пор строго регламентируется правилами: здесь не положено ярко краситься, вызывающе одеваться и делать оригинальные стрижки. Рассказываем, как стремление к разнообразию и красоте заставляет людей рисковать свободой
В XXI веке Северная Корея остается одной из самых закрытых стран мира. Ее граждане не имеют доступа к мировому интернету, а в вопросах внешнего вида придерживаются рекомендаций госаппарата. Яркая помада или цветное окрашивание волос в КНДР считаются неуважением к власти и могут повлечь за собой штрафы и арест. Эти ограничения личных свобод послужили поводом для недовольства среди северокорейской молодежи — они скупают контрабандную косметику из Южной Кореи и воспринимают красоту как свое оружие в борьбе с режимом.
Стандарты красоты в интранете
До 1948 года стандарты красоты и моды в Корее развивались под влиянием Японии и США. Западные тенденции начали проникать в страну еще в 1800-х годах и окончательно укрепили свои позиции в первой половине XX века, когда Корея была колонией Японии. Кореянки, подражая японкам, перенимали модные на Западе прически и макияж и следовали стилю флэпперов — девушек, олицетворяющих в США поколение «ревущих 20-х». Это было время алой помады, черной подводки для глаз, сложных укладок и дерзких мальчишеских стрижек.
Вторая мировая война, а за ней разделение Кореи на Северную и Южную, поставили крест на бьюти-экспериментах для части кореянок. Северная Корея, избравшая путь идеологии «чучхе», предписала своим гражданам во всем следовать идеям социализма — даже в том, что касается внешности.
Образ женщины в КНДР формировался мужчинами-руководителями государства. На всех пропагандистских плакатах идеальная гражданка Северной Кореи изображена ударницей труда — она предпочитает сдержанный стиль в одежде, носит строгую прическу и не использует косметику. Эти стандарты не меняются в стране десятилетиями. Пока в Европе и США представление о красоте трансформируются под влиянием тенденций, в КНДР красоту определяют природные данные и госаппарат. Красивыми считаются круглое лицо, белая кожа и короткие стрижки.
С момента своего основания Северная Корея находится в информационной изоляции. С одной стороны, действуют запреты на иностранные СМИ, с другой — отсутствие доступа к интернету у большинства граждан. Северокорейцы пользуются национальным интранетом «Кванмен» — изолированной сетью, доступной только на территории страны. Администрированием интранета занимается Корейский компьютерный центр: его сотрудники загружают и тщательно цензурируют сайты, доступные жителям КНДР. По разным данным в сети «Кванмен» находится от 1 до 5,5 тысяч сайтов, хотя, по сообщениям веб-сервиса GitHub, на 2016 год их насчитывалось всего 28. Точно известно, что большинство сайтов принадлежит университетам КНДР, новостным порталам и научно-образовательным проектам.
Полиция моды
Жители Северной Кореи не листают перед сном ленту Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), не смотрят Netflix и туториалы на YouTube. Многие женщины не в курсе последних мировых тенденций моды и красоты, а в вопросах внешности придерживаются рекомендаций журнала Choseon Ryusung. С его страниц власть диктует правила внешнего вида — «следует носить одежду, соответствующую социалистическому образу жизни, и волосы средней длины». Пренебрежение рекомендациями и попытка следовать западному стилю могут повлечь за собой наказание.
За соблюдением этих правил следит так называемая полиция моды — патрульные отряды, состоящие из активисток Союза Женщин Северной Кореи. Они патрулируют улицы крупных городов КНДР в национальных платьях ханбон и останавливают соотечественниц, которые носят запрещенную одежду, прически или макияж. Полиция моды в праве испортить вещи, подвергнуть нарушительниц публичному унижению и выписать им штраф.
Тех, кто был замечен в нелояльности к режиму, также отправляют на принудительные сеансы самокритики, где они обязаны признаться в собственных проступках и неуважении к власти КНДР, а затем выслушать порцию критики от собравшихся. Подобная практика появилась в стране в 1962 с подачи Ким Ир Сена: страх быть подвергнутыми общественному остракизму должен был полностью подавить какое-либо инакомыслие среди северокорейцев.
Но система со своими ограничительными мерами и строгими наказаниями начала давать сбой, когда северокорейские миллениалы нашли способ к получению информации из внешнего мира. Она поступает к ним контрабандой из Южной Кореи, откуда везут DVD с запрещенными фильмами и дорамами, одежду и косметику. Мода и бьюти-стандарты Северной Кореи меняются под влиянием Южной, чьи тенденции и поп-культура смогли пробраться в одну из самых закрытых современных стран.