KPI как способ демотивации сотрудников
В книге «KPI, которые убьют ваш бизнес» стратег и основатель консалтинговой компании Sapiens Consulting Святослав Бирюлин рассказывает о «темной» стороне KPI, как показатели могут навредить бизнесу и при каких условиях их стоит внедрять. «Сноб» публикует одну из глав
Краткосрочность
Большинство KPI, которые я видел, — краткосрочные. Допустим, вы оцениваете работу генерального директора по KPI «годовая чистая прибыль», а директора по продажам — по индикатору «квартальная выручка». Следовательно, эти показатели для них важны.
Но как эти KPI побудят обоих руководителей думать о задачах, выходящих далеко за пределы текущего квартала или года? Например, будут ли они мотивировать CEO на долгосрочные изменения корпоративной культуры и всей модели управления бизнесом? Скажем, к переходу от административно-командной к гибкой проектной культуре? Будут ли они побуждать коммерческого директора перестраивать систему продаж?
KPI убивает креативность
Привязка дохода к достижению числовых показателей рождает в сердцах большинства сотрудников вовсе не мотивацию их достигать, как заблуждаются многие, а страх их не достичь, что не одно и то же. Наш мозг, а точнее, его «рептильный» отдел, реагирует на любой страх как на угрозу. И если страх достаточно силен, рептильный мозг берет управление на себя, отключая отвечающую за рассудок кору головного мозга, и фокусируется на одной задаче — спастись.