Коучи, тренеры, цыганки. Как не дать собой манипулировать
Еще не утих шум аплодисментов 26 000 состоятельных зрителей недавнего шоу в «Олимпийском», добровольно обогативших зарубежного коуча на несколько миллионов долларов, как Москву украсили афиши нового мероприятия…. Ощущение дежавю не покидает примерно с середины 1990-х годов
Когда-то вся Россия заряжала у седовласого господина банки с водой перед телевизором и массово исцелялась на сеансах другого хмурого психотерапевта (как он сам себя называл, потому что модное нынче слово «коуч» тогда еще было не в ходу). Все это было не раз: жаркие споры сторонников, аргументы сохранивших относительно трезвую голову, а также неизменное перетекание денежных средств из карманов впечатлительных граждан в кошелек угадавшего благодатную нишу гастролера.
Приходится признать очевидное: люди в любом возрасте верят в сказки и предпочитают мгновенное чудо «решения проблем» многодневному собственному упорному труду. За возможность хотя бы на короткое время сбросить с себя груз проблем на чужие плечи люди готовы платить очень много денег, даже последние деньги готовы порой за это отдавать. Меняется способ подачи манипуляции, но не меняется ее суть, как не меняется и базовая потребность, которая ее вызвала.
В чем же состоит основа этой потребности? Как ни печально, в проекции страха смерти, присущего любому нормальному живому существу, и желании успеть насладиться жизнью, несмотря на ее краткость, подстраховав риски собственного выбора ярким успешным примером того, кто уже омолодился, прыгнув в чан с кипящим молоком, а потом стал еще и царем — как в волшебной сказке про вечную молодость и царство в придачу.
Успели ли вы заметить, что наибольшей популярностью пользуются те манипуляторы, кому удалось создать имидж ныне очень успешных людей, но непременно имевших большие проблемы в прошлом: со здоровьем, имуществом, любовью? То есть манипулятор сообщает всем, что ему удалось выбраться из зияющей бездны и он знает универсальный рецепт, с помощью которого каждому удастся стать здоровым, богатым и красивым, пусть даже сейчас ничего не предвещает.
Как говорит популярный в сети анекдот: «Купил задорого курс «Как не дать себя обмануть». А что же делать? Пришлось, столько вокруг мошенников». Тот, кто сразу не понял, в чем юмор этого анекдота, должен особенно внимательно читать дальше, ибо находится в зоне повышенного риска.
Знаете ли вы, какие бизнесы имеют самую высокую доходность? Отнюдь не нефтяной или какой-нибудь «правильно выстроенный». Самую высокую доходность и устойчивость имеют бизнесы, построенные на нужде. На базовых потребностях человека, неудовлетворенность которых ставит под угрозу сам факт его существования. А следовательно — приближает его к самому главному страху: смерти. Поэтому продукты питания будут производить и покупать в любое время. И чем глубже кризис, тем дороже будет еда и вода и, скорее всего, с ухудшением качества. Поэтому же люди готовы будут продать все — лишь бы оплатить медицинские и фармацевтические счета в случае тяжелой болезни… И даже секс-услуги неистребимы как таковые, потому что необходимость самовоспроизводиться как биологическому виду заложена в любого человека при «начальной сборке».