«Корпоративный экзорцизм»: кто подставил основателя Papa John's по его мнению и как он провёл три года после скандала
Почти 30 лет Джон Шнаттер был лицом сети пиццерий, а к 2018-му потерял посты гендиректора и главы правления из-за обвинений в расизме. Кому он не угодил, почему уверен в заговоре и что делает, чтобы однажды вернуться, — в пересказе Bloomberg.
C 1984 года основатель и некогда крупнейший акционер сети пиццерий Papa John's Джон Шнаттер был лицом компании: его фотография красовалась на упаковках пиццы, а сам он продвигал заведения в телерекламе вместе с игроками Национальной футбольной лиги США (НФЛ).
«Народный герой», коим тогда считали Шнаттера, начинал готовить пиццу в кладовке отцовского бара, но всего за два года сумел открыть сразу четыре заведения. А вскоре стал продавать франшизу, вывел фирму на биржу и расширил число пиццерий до 5 тысяч.
Правда, чем больше становилась сеть, тем чаще основатель подвергался нападкам, пишет Bloomberg. В конце 90-х ему приписали сексуальные домогательства, а в 2018 году он вынужденно покинул посты гендиректора и председателя совета директоров компании из-за обвинений в расизме. Сам он считает, что это клевета, а ситуацию называет «неэтичной и аморальной».
Героем для народа я был, пока число наших пиццерий не превысило тысячу. После этого вдруг прослыл плохим парнем. Думаю, людям просто не по себе, когда в руках у одного человека много влияния. Джон Шнаттер
Подставили Шнаттера, по его словам, двуличные руководители Papa John’s, хитрые маркетологи, некомпетентные пиарщики, а также «прогрессивная левая элита». Последняя не могла смириться с тем, что предпринимателю удалось «воплотить в жизнь американскую мечту» и превратить её в масштабный бизнес.
Журналист Джонатан Мейз сравнивает историю Papa John's с кризисом в фастфуд-сети Subway: в 2015 году её тогдашнего главного представителя Джареда Фогла признали виновным в распространении детской порнографии. Вот только последнего компания могла просто уволить.
Шнаттер же был не просто лицом сети, но и частью культуры, поэтому, чтобы «обелить» фирму, Papa John's потребовалось провести «обряд корпоративного экзорцизма», пишет издание:
- Переснять всю рекламу — на этот раз без его участия.
- Удалить его фото с упаковок.
- Избавиться от излишних упоминаний его имени на сайте.
- И даже частично переехать из штаб-квартиры в штате Кентукки в Атланту — чтобы «физически дистанцироваться» от города, в котором работал основатель.
Предприниматель посещает телешоу и подкасты, где консерваторы представляют его как «очередную жертву культуры отмены» и говорят, что активисты готовы лишить человечество даже пиццы. Параллельно он судится с маркетинговым агентством, которое подорвало его репутацию.
С 2019 года года он продал большую часть своих акций Papa John's на сумму более $500 млн. В 2021-м он демонстрирует свою «роскошную» жизнь подписчикам в TikTok: показывает интерьер личного особняка, коллекцию автомобилей и частный вертолёт, к которому идёт под песню «Большой папа» рэпера The Notorious B.I.G.
Всем своим видом Шнаттер показывает, что счастлив, но на деле по-прежнему мечтает о той жизни, которой больше нет: той, где он управляет Papa John’s, пишет издание.
Почему основателю пришлось покинуть пост гендиректора
По словам Bloomberg, излишнее внимание к себе Шнаттер привлёк потому, что стал поднимать провокационные политические темы. В 2012 году, во время совещания по финансовыми результатам компании, он предупредил, что Papa John's повысит цену на пиццу на 14 центов, если закон о доступной медицинской помощи Obamacare не отменят — чтобы покрыть расходы на страхование сотрудников.
Одни журналисты использовали его заявление, чтобы подсветить негативные последствия реформы Барака Обамы. А либералы лишь высмеяли основателя: по их словам, пиццу от Papa John's покупают лишь в крайнем случае — «когда голод настолько мучителен, что человек будет готов лизать зад искупавшегося в питьевом фонтане для птиц енота».
Основатель заявлял, что принимает критику от левой элиты за комплимент, и столкнулся с ней вновь в 2017 году, когда встретился с руководством НФЛ. Papa John's спонсировала лигу, и Шнаттера тревожило, что в начале 2016 года её рейтинги упали. Причин было много, но консерваторы считали, что основная — антирасистские протесты, которые игроки устраивали на матчах во время гимна, пишет издание.