Королева в серебряной короне: как Эльза Перетти создавала украшения Tiffany более четверти века
18 марта умерла Эльза Перетти — модель, ювелирный дизайнер и филантроп. Ее украшения находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, но известна она не только этим: Перетти за свой счет восстанавливала деревни в Каталонии и строила школы в Южном Судане. Рассказываем, как дизайнеру интерьеров из Флоренции удалось завести дружбу с Энди Уорхолом и превратить серебро в предмет обожания миллионов.
От горнолыжных курортов до «Студии 54»
Отец Эльзы Фердинандо Перетти считался одним из богатейших людей в Италии: в 1933 году он основал собственную нефтяную компанию Anonima Petroli Italiana. Однако Эльза не питала интереса к семейному бизнесу. Перетти училась в престижных школах Швейцарии и свою молодость буквально провела в горах — работала инструктором на элитном горнолыжном курорте Гштад в Берне. В свободное время Эльза преподавала итальянский: обе работы приносили ей достаточно денег, чтобы жить отдельно от родителей. Матери и отцу такая своенравность дочери не нравилась — некоторое время они даже не поддерживали связь друг с другом.
К 24 годам Эльза получила образование дизайнера интерьеров, но работать по профессии не стала. Перетти уехала в Барселону, где начала карьеру фотомодели. Там она много общалась с местными интеллектуалами — противниками диктатора Франсиско Франко. И даже купила себе дом в Каталонии — на его восстановление ушло несколько лет.
В феврале 1968 года Эльза Перетти перебралась в Нью-Йорк, где по совету знакомых начала сотрудничество с только что появившимся модельным агентством Wilhelmina Models — тем самым, что спустя несколько лет сделает всемирно известной Джию Каранджи. Однако работа фотомоделью не нравилась Перетти, хоть и позволяла ей оплачивать номер в отеле.
На рубеже 1960–70-x Перетти не раз попадала в объектив Хельмута Ньютона — модного фотографа, работавшего для Playboy, Elle и Marie Claire. Перетти и ее лучший друг модельер Рой Хэлстон были одними из главных лиц «Студии 54» — скандального клуба на Западной улице Нью-Йорка, ставшего домом для местной богемы и творческой элиты. Все чаще рядом с Эльзой мелькали то дизайнер Чарльз Джеймс, то модельер Иссей Мияки — Перетти участвовала в их показах. Вскоре она познакомилась и с настоящими легендами «Студии 54» — художником Энди Уорхолом и актрисой Лайзой Минелли, которой тогда было немногим больше двадцати. В интервью Vanity Fair Перетти уточняет, что не помнит всех деталей многочисленных вечеринок, на которых ей удалось побывать, — и вовсе не из-за алкоголя или наркотиков: «Я хотела хорошо выглядеть, поэтому не носила очки. Из-за этого все было немного в тумане», — шутит она в беседе с Джеймсом Реджинато.